Олег Трушин __ ЛИСТЫ КАМЕННОЙ КНИГИ
 Московский литератор
 №3 февраль, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Олег Трушин
ЛИСТЫ КАМЕННОЙ КНИГИ

     Наверное, не в одной другой российской сторонке не встретишь разом столько древностей, как на алтайской земле. Что самое интересное, их не нужно искать, они словно сами ищут путника, при встрече заставляя удивляться.
     Действительно, как могло так случиться, что время, эпохи оказались не властны над этими чудесами древней цивилизации? А ведь многие из них были созданы на заре нашей эры, а некоторые и вовсе до нашей эры. Древние могильные курганы скифской поры, оленные камни-идолы древних тюрков-кочевников и, конечно же, наскальные рисунки — петроглифы.
     Петроглифов много на Алтае. Порой, не скрою, даже берёт сомнение, что все эти творения изображения быта сделаны человеком, к примеру, в эпоху бронзы. А ведь это II тысячелетие до нашей эры!
     Хорошо помню, как первый раз увидел древние письмена каменной книги на реке Выг в северной Карелии под Беломорском.
     Чтобы добраться до них, надлежало вначале перебраться по каменистому распадку реки Выг, а затем пройти пешком не одну версту по тайге, прежде чем выйти к скальнику, на котором были начертаны рисунки древности.
     Тогда те беломорские петроглифы произвели на меня неизгладимое впечатление. Я, пристраиваясь на корточках, подолгу разглаживал ладонями шершавые изображения групп животных, людей, стараясь ощутить каждый уступ, каждую грань таинственного рисунка, появившегося здесь много веков тому назад.
     Но если на реке Выг петроглифы были не в столь большом количестве, то алтайская каменная книга была открыта для чтения на сотнях, тысячах страниц.
     Большие и малые рисунки животных, сцены из быта и рисунки вещей доселе не понятных и не разгаданных сегодняшними людьми. То ли это шедевры воображения древнего художника, то ли образ действительно увиденный им воочию.
     На некоторых камнях рисунков так много, что они будто бы наседают друг на друга — каменная книга Алтая писалась тысячелетиями. Есть тут "картины" скифской эпохи, что определены II-VIII веками до нашей эры, и древнетюркской поры V-X веков до нашей эры. Отметились тут и хунны во II веке до нашей эры. И уж совсем реликтовые — изображения периода бронзы — III-I тыс. до нашей эры.
      
     Чтобы увидеть алтайские петроглифы, не стоит забираться высоко в горы, или долго идти каменистыми лощинами, или изматывать себя изнуряющей ходьбой по степям. Достаточно проехаться по Чуйскому тракту, и древние письмена вас сами найдут. Так, совсем не далеко от того места, где реки Катунь и Чуя объединяют свои воды, возвышаются скалистые выступы урочища Колбак-Таш — сокровищницы древних художеств. Петроглифы здесь настолько плотно "сидят" друг к другу, словно древний художник старательно забирал каждый пустующий уголок каменного "листа". И чего здесь только нет! Первым делом в рисунках изображено то, чем жил человек того времени. Прежде всего, это охота. Охота занимала большую часть времени, оттого и посвящений ей в "камне" больше всего.
     Петроглифы на Колбак-Таше можно найти не только на скальных выступах, но и прямо под ногами, пока поднимаешься на горный отрог по бурым, замшелым от времени и вылизанных ветрами сланцам. Палящее солнце, петля реки Чуи в окружении горных хребтов и зелёнка разнотравья предгорий, потрескавшиеся от времени камни — свидетели не одной эпохи жизни на Земле.
     Конечно, эти рисунки древности несколько наивны, но с какой превеликой точностью передают они то, что желал запечатлеть художник.
     Что сохранило до нашего времени эти древние творения? Может быть, солнце, согревая камень тёплыми лучами, не дало ему разрушиться, а может быть, ветер, отгоняя прочь солнечный жар, сохранял камень. Или же древние воды (а может быть, и Чуи) хоронили в своём русле эти разрисованные камни, и выдали их на свет божий лишь тогда, когда воды отступили и река изменила своё течение.             
     Вот чёткое, почти фотографическое изображение оленя. Очень похоже, что это марал. Идеально соблюдены все пропорции тела, роскошные ветвистые рога. Мастер не забыл даже хвост. Художник не только выбил контур оленя, но и полностью его "загрунтовал" точечными насечками.
     А вот рисунок, по всему видно, кабарги — длинные задние ноги, выгнутая спина. Изящна и грациозна, — именно таков этот клыкастый олень в природе. Сохранена поза животного — олень словно слегка присел.
     Фигурки групп оленей, горный козёл — архар — он легко узнаваем по серповидным рогам и "козлиной" бородке.
     Сцены охоты. Охотники, спешащие на охоту. Рядом собаки. Преследование группы оленей. Может быть, эти рисунки запечатлели итог богатой охоты, а может быть, наоборот, были напутствием на удачу.  
     А вот фигурки совсем неизвестных животных. Может быть, это предел мечтаний древнего художника, игра его воображения, фантазии, желание воплотить желаемое за действительное.
     Что могло способствовать этому? Сны или непредвиденные встречи на охоте, таинственные звуки, услышанные в горах, или рассказы соплеменников. А может быть, это реально существовавшие образы диких существ.
     Можно подолгу, находясь у этих таинственных наскальных рисунков, рассуждать о сущности их происхождения, и, тем не менее, мы ни когда не придём к единому мнению о природе их создания.
     Вот рисунок колесницы — обычного вида транспортного средства для кочевников. И если изображение этого технического средства оправдано временем, то вот как объяснить появление рисунка явно не из "быта" народов того периода? На первый взгляд, причём без доли сомнения, на ум приходит единственное, — изображена ракета в полёте. Вот носовая часть, вот хвост. Даже иллюминаторы есть. В хвостовой части изображены многочисленные длинные полосы, явно отражающие реактивные выбросы. Впрочем, о каких реактивных выбросах может идти речь? Ведь рисунок делался в то время, когда из самых главных изобретений было обычное колесо и охотничий лук.
     От того времени, когда появился этот рисунок на скале, нас отделяют не только века, а тысячелетие. И всё же! Как могло прийти в голову художнику такое?! Неужто, он и вправду видел это?! Посмотришь на это изображение — и как тут не поверить в иные миры и цивилизации!
     Есть среди рисунков изображения существ, напоминающих человека, но с непонятным изображением головы. То ли зверь, то ли птица. Шаманы? Возможно.
     Древнейшая религия алтайцев имеет глубокие корни. Шаман для алтайца есть надёжный проводник в потаённый мир природы.
     И ничто не нарушило этой созданной самой природой связи. Даже сегодняшняя цивилизация и научный прогресс как-то не особо на это подействовали.   
      
     Как работал древний художник-график? Ведь камень не лист бумаги, и просто так вывести на нём рисунок не получится.
     Сегодня можно только представить, как денно и нощно, под свет факела или мерцающее пламя костра, древний мастер скрупулёзно выбивал в камне свои картины — олицетворение мира, царившего вокруг него.
     Если поближе присмотреться к рисунку, к его линиям, то можно заметить — он словно наколот на камень. Множество точек, выбитых на камне, в сущности, и составляют рисунок. Так набить на камне рисунок возможно, только имея под руками огромное терпение и… железное долото. Камень на камне такого результата не даст.
     Кропотливый труд, да и очень ответственный. Ударь по долоту иначе, что говорится, не по форме, — и образ, задуманный художником, будет утерян. "Каменный" лист не простит ошибки, да и стереть "негодную" точку уже не получится.
     Такие творения на камне требовали не только отличного владения предметом художества, но и хорошего знания темы, схватывания образов.
     Так, под шум вод Чуи, под палящим знойным солнцем, обласканный горными ветрами, возможно, после удачной охоты, или, напротив, собираясь на промысел, по крупицам накалывал свой шедевр на камень неизвестный нам художник. Его имя стёрлось в веках-эпохах. А ведь наверняка у мастера были свои почитатели и ценители его художественных изысков!
     Приходили новые времена, и страницы каменной книги не просто "читались" другими поколениями, они пополнялись новыми изображениями. Сегодня их только в  Колбак-Таш насчитывается не одна сотня. Но и здесь они наверняка открыты не все. Пытливый наблюдатель, обследовав всяк укромный закоулочек каменного утёса, вполне может открыть и новый, "свой" петроглиф.
     Ведь рисунок-петроглиф можно обнаружить не только на стене скалы, но и там, где его совсем не ожидаешь увидеть. Например, на отбившемся от скальника камне.
      
     Не сразу отпустит каменная книга петроглифов от прочтения. Ещё и ещё останавливаешься перед таинственными рисунками, пытаясь постичь её тайны.
     Хочется часами бродить по этим камням, до боли напрягая зрение, в надежде увидеть всё новые и новые отголоски того далёкого, во многом неизвестного для нас времени, о котором мы знаем сущую малость.
     Вряд ли догадывался тот древний художник, что его рисунки переживут не только его самого и его время, а затем и не один век после него, и теперь мы, живущие сегодня, с удивлением читаем их, словно письма, добравшиеся к нам через века.