Максим Замшев __ ЗЕМНАЯ ИСПОВЕДЬ ПОЭТА
 Московский литератор
 №6 март, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Максим Замшев
ЗЕМНАЯ ИСПОВЕДЬ ПОЭТА
Наталия ВОРОБЬЁВА. "За окоёмом". Сборник стихотворений. — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2018.


     
14 апреля в 17.30 в Малом зале Центрального Дома литераторов
     состоится творческий вечер известной актрисы, писательницы,
     члена Союза писателей России, члена Клуба писателей ЦДЛ

     Наталии Воробьёвой
     Наталия представит свою новую книгу стихотворений "За окоёмом",
     расскажет о работе с гениями советского кино,
     а также о жизни русского писателя за рубежом.

     В вечере примут участие писатели, актёры, режиссёры,
     представители посольства Хорватии в Москве.

     Ведущий вечера — Иван Голубничий.
     Вход свободный
        

     
     Книга стихов Наталии Воробьёвой "За окоёмом" — это глубокий взгляд глубокого человека внутрь. Внутрь не только себя, но и внутрь мироздания, внутрь тех измерений, что не существуют в линейности и что таят в себе подлинную мировую суть. И то, что стихи сборника написаны в узкий промежуток времени — лето 2017 года — говорит о пристальности и настойчивости этого взгляда.
     Суть поэзии не в красиво выстроенных поэтических периодах, а в попытке заглянуть в невозможное и невидимое. И Воробьёва это знает. И потому выбирает для книги стихов именно такое название. Оно не только настраивает на правильный тон восприятия, но создаёт нужный градус загадочности. Читать сборник Наталии Воробьёвой — всё равно что путешествовать по летнему саду, где каждая ветка, каждый лист разнообразны, грациозны и упоены порой зрелого цветенья. А переливы и перепады её поэтического настроения подобны переливам солнечного света в еле заметно подрагивающей летней листве.
     Автор прекрасно понимает, что наилучший способ создать впечатление композиционной целостности в сборнике стихов — это дерзновение в лирической исповеди. И она решается дерзнуть, решается не применять никаких других формальных приёмов, кроме череды прямых высказываний, выстроенных не по воле разума, а по велению сердца. И из этой череды сплетается постепенное стереоскопичное поэтическое целое. Воробьёва осознанно не создаёт внутри сборника ярких кульминаций, ими насыщены стихи внутри, они как маяки, по которым читательский корабль будет продвигаться к намеченной автором цели.
     Одно из главных качеств корпуса поэтических текстов этой книги — изначальная раскрепощённость. Ни автор, ни её лирическая героиня не боятся никем прослыть. Они просто встраивают свой мир в большой океан изначальных слов, претендуя скорее на индивидуальность своего сегмента, чем на всеохватность. Воробьёва отталкивается в стихах от лирического мгновения и дальше это мгновение длит аккурат на размер своего стиха. Такой метод подачи характеризует поэтов интуитивных, не выстраивающих, а возводящих свои чудесные замки. При этом вовсе не надо думать, что "За окоёмом" — череда схожих лирических мгновений. Отнюдь! Темпоритм у Воробьёвой весьма большого диапазона, а интонационное разнообразие тянет на симфонический масштаб.
     Ещё одно важное качество стихов Наталии Воробьёвой — это интеллигентность. Считается, что интеллигент никогда не обидит того, кого не хочет. А в стихах интеллигентность — это сознательное отсутствие случайного, того, что получилось по воле слишком уж самостоятельных поэтических волн, а не по авторскому наитию.
     Интеллигентность позволяет автору спокойно говорить о вещах, которые заслуживают довольно хлёстких слов, но при этом показывать своё к ним отношение. Вот стихотворение "Графоман", которое вполне подтверждает мой довод:
      
     Банальность тошнотворная избитых слов.
     Набор несвязанных ассоциаций.
     Хромой, убогий, утлый слог.
     Версификация. Парад галлюцинаций.
      
     Здесь налицо прекраснодушная попытка впустить в свой мир то, что в него никак не входит, что для него никак не органично, но при этом поменять что-то в смысловом коде и тем самым заменить минус на плюс. Что ж! Без прекраснодушия поэзия не должна обходиться.
     В некоторых стихах Воробьёвой сквозит ветерок того одиночества, что знаком каждому поэту. Одиночества целительного, стремящегося к перу и бумаге, а не к проёму окна. Одиночества искупляющего... В этом одиночестве автор размышляет о себе, вспоминает друзей, о чём-то сожалеет, чему-то радуется, и всё в импрессионисткой манере, без излишнего нажима, так как в жизни, по-настоящему.
     В книге очень много стихов, переполненных фантазиями, видениями, автор часто работает на границе сна и яви и делает это мастерски.
     Одним словом, перед читателем сильная и яркая книга…. Книга, где автор честен. Беззащитен и непобедим.