Марина Замотина __ ПАМЯТИ СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ЛЕБЕДЕВА
 Московский литератор
 №7 апрель, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 

     


Марина Замотина
ПАМЯТИ СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ЛЕБЕДЕВА

     27 марта 2018 года мы, друзья и коллеги, родные и знакомые Сергея Николаевича Лебедева, собрались в Малом зале ЦДЛ на вечере его памяти. Это вообще-то было очередное заседание Совета по публицистике, науке, культуре, творчеству, сопредседателем которого он был с момента его основания. Совет, между прочим, собирается ежемесячно уже больше восьми лет. И всегда почти при полном Малом зале.
     Сегодня тоже пришли и студенты из разных московских ВУЗов, и члены Совета, и те, кому дорога память о Сергее Николаевиче, товарище, друге, писателе и просто хорошем человеке.
     Фотографии, сменявшиеся одна за другой на экране, создавали впечатление его присутствия на нашем вечере. Тем более, что большинство из этих фото были сделаны в этом же зале. И грустно, и больно было смотреть на экран.
     На вечере выступили молодые певцы. В.А.Волобуев, писатель, педагог, учёный, музыкант, рассказал о дружбе с Сергеем Николаевичем и представил — а это в традиции наших заседаний — молодых исполнителей из Института им. Гнесиных. Так было на всех наших заседаниях, и С.Н.Лебедев очень гордился тем (и это не красивые слова), что у нас выступают молодые таланты в разных жанрах. И вечер его памяти не стал исключением!
     В.Н.Иванов — сопредседатель С.Н.Лебедева по Совету, открыл вечер. Рассказать хотелось о многом, но ещё больше хотелось почитать что-то из поэтического наследия Сергея Николаевича. Как трудно произносить слово "наследие". Но теперь это именно так.
     Всегда сожалею, что, общаясь с поэтами, — а меня судьба одарила такой возможностью, — я редко читаю книги знакомых, а тем более друзей. Все время откладываю "на потом". И совершенно напрасно.
     Мы познакомились с С.Н.Лебедевым по меркам Союза писателей не очень давно, в конце девяностых. Но я хорошо помню его в начале двухтысячных.
     Он был активным человеком, входил в состав различных комиссий и советов. "Дружил" с юриспруденцией, а потому всегда мог помочь в подготовке различных документов. И никогда не отказывал в помощи.
     Более того, Сергей Николаевич не просто давал советы и рекомендации, а всегда был готов поехать в какое-либо чиновничье логово и решить проблему на месте. И ездил. Со мной не один раз. Как по делам нашей организации, так и делам моим — личным.
     Он вообще умел быть внимательным, участливым, терпеливым. По сути Сергей Николаевич,как говорится, "не держал зла, а держал дистанцию". Не любил конфликтов, а попросту сторонился их. Кому-то это может показаться не лучшей чертой характера, а мне, например, очень даже близка такая манера поведения. Я человек неконфликтный и прекрасно понимала Сергея Николаевича. И ценила его в том числе и за это.
     Даже если он был не всегда прав, то предпочитал не спеша разобраться и принять единственно верное решение не сразу, а по истечении некоторого времени. И уж точно никогда во гневе не лез на баррикады. По-моему, это правильно.
     Сергей Николаевич издавал несколько журналов. "Московский писатель" выходил много лет, хотя и нерегулярно, "Мир литературы" остался у меня в памяти более "молодым", но популярным изданием.
     Всё-таки тот факт, что С.Н.Лебедев был человеком науки, сильно сказывалось на всем том, что он делал. Напоминаю — он был профессором, доктором наук. Да и умер по сути на работе. Если можно так выразиться — на научной работе.
     Сергей Николаевич выступил в Центральной Сергиево-Посадской районной библиотеке имени Василия Розанова на религиозно-философских историко-культурологических чтениях. И тут же в зале потерял сознание. К жизни он больше не вернулся.
     Лёгкая смерть, конечно! Но как же рано! Как много он мог ещё сделать! Несправедливо и очень больно.
     О Розановских чтениях и последних минутах жизни С.Н.Лебедева на вечере памяти рассказала первый проректор Литературного института Л.М.Царёва. Мы слушали, буквально затаив дыхание.
     Все остальные выступавшие читали стихи Сергея Николаевича. Сын Сергей Сергеевич — из ранних произведений, Евгений Александрович Цуков, близкий друг и поэт, напомнил строки из более позднего творчества поэта Сергея Лебедева. Я прочитала те стихотворения, которые были опубликованы в двух первых номерах "Православной антологии, 2000 год от РХ", которую составлял Владимир Богатырёв в МГО СП России. Она также выходила при участии С.Н.Лебедева, ведь когда-то, в конце 90-х он помогал регистрировать те печатные издания, которые мы выпускали.
     А ещё была в истории нашей организации и жизни С.Н.Лебедева "Поэтическая газета". Почему-то казалось, что было издано всего несколько номеров, но на вечере мы читали стихи Сергея Николаевича, опубликованные в номере 16!
     Процитирую всего лишь одно стихотворение. Оно сейчас звучит как поэтическое завещание.
      
     А люди странные бывают,
     Когда теряют смысл пути,
     Когда о Боге забывают,
     Пытаясь свой узор сплести.
      
     В итоге жизнь легко измерить,
     Когда её прервётся нить
     Что делать нам?!
             — Любить и верить.
     И Божий Промысл Творить.
      
     Дел незаконченных и только начатых у С.Н.Лебедева осталось много. Ведь он ещё и основал "Академию литературы", которая без него тоже осиротела.
     А ведь на заседании Совета в январе мы строили планы на будущее. В которых было место и новому журналу, который он только зарегистрировал и предложил на выбор несколько названий.
     Название-то теперь есть, а вот основателя и главного редактора нет, а значит, судьба задуманного им нового издания непонятна. Но время покажет. Может быть, Совет претворит в жизнь то, что Сергей Николаевич задумал.
     В понедельник, 5 февраля, днём мы с Сергеем Николаевичем говорили по телефону. Несколько раз. Возникли срочные вопросы, пришлось с ними разбираться. И всё было буднично, обычно. Ничто не предвещало беды.
     И я никак не могла поверить, что через час или два после нашей телефонной беседы он, активный, энергичный, никогда не жаловавшийся на здоровье человек, мог уйти в мир иной.
     Ждала его звонка почти сутки. Надеялась, что произошла ошибка.
     Но увы. Чуда не случилось.
     Знаю, что не одна я дорожила хорошими отношениями с Сергеем Николаевичем. Круг его общение был не то чтобы велик, но уж точно не мал. Без него сейчас стало пусто. Его очень не хватает.
     Я не смогла проститься с Сергеем Николаевичем, так как была не в Москве.
     И мне все время кажется теперь, что он по какой-то причине просто не звонит и не заходит в организацию.
     Дистанцировался от меня. Но очень жалко, что навсегда.