Елизавета Гончарова __ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД
 Московский литератор
 №7 апрель, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Елизавета Гончарова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД

     28 марта в Малом зале ЦДЛ под эгидой МГО СП России состоялась встреча из нового цикла: "Художественное творчество — философский взгляд". И первой  темой была выбрана тема "Поэзия  революции", исходя из того, что в 2017 году мы отметили столетние  юбилеи революции в России, февральской и октябрьской. Автор идеи — Виктор Дружинин, доктор философии, профессор, член МГО Союза писателей России.  
     Профессор В. Дружинин прежде всего напомнил собравшимся о том, что 28 марта было объявлено в России Днём траура, и в связи с этим зачитал в качестве пролога стихотворение В. Брюсова "Конь Блед", подчеркнув, что его текст вполне соотносится с темой обсуждения. Поэт обращает наше внимание и на настоящее, и на наше недавнее прошлое, и на тему трагизма существования человека в этом мире вообще.  
     В. Дружинин также обозначил возможность трактовки заявленной темы по двум направлениям: 1. Как творчество поэтов, отобразивших в своих произведениях период революционных преобразований (независимо от отношения к этим преобразованиям). 2. "Поэзия  революции" как неотъемлемый компонент революционного действа, таинственная его квинтэссенция, некое очарование, влекущее и зовущее (особенно молодых), — это второе направление (в совокупности с первым) он сам и считает наиболее важным для философского анализа. Возвращаясь к Брюсову, он выделил у него в концовке две строки: "…Только женщина из зал веселья, да безумный все стремили руки за исчезнувшей мечтой…". Что это за мечта, — ведь всадник Апокалипсиса грозит человеку неисчислимыми бедствиями? Но отверженные, униженные, оскорбленные мечтают, независимо от последствий, разрушить этот несправедливый, по их мнению, мир. Мечтают о некой абсолютной свободе, настоящей справедливости. Возможно ли её достижение? Жизнь постоянно доказывает, — нет, невозможно, а мечта все живёт... С этих позиций можно рассматривать и творчество многих авторов Серебряного века. Было подробно рассмотрено творчество молодого М. Горького, В. Маяковского, — особо отмечена проблемность и трагизм восприятия событий А. Блоком ("Двенадцать"), М. Цветаевой. В конце обсуждения был поставлен важнейший вопрос: почему лучшие наши поэты добровольно уходили из жизни (если исключить версию убийства)? В попытке ответа профессор Дружинин сослался на Данте Алигьери (Божественная комедия), которому помогает найти выход из ситуации, кажущейся безвыходной, римский поэт Вергилий, который показывает ему необъятные просторы бытия в наиболее широком философском смысле. И Данте вновь обретает смысл жизни и творчества. Такого рода смысл ведущий находит и в поэме Блока ("Двенадцать"), в его последних строках.
     Встреча прошла в формате монолога, разделённого на несколько фрагментов, в промежутках между которыми проходили дискуссии, задавались вопросы, приводились реплики и декламировались стихи.
     По общему мнению присутствующих, заседание в рамках новой рубрики прошло очень интересно.