Иван Голубничий
«ИЗ ПУСТОТЫ ЗНАКОМЫХ ОКОН...» Дмитрий МИЛОВ. “Парадигма”. Стихи. — М.: ИД “Научная библиотека”, 2017.
Современной поэзии, если говорить о ней обобщённо, свойственны все черты и признаки нынешнего бытия. Навязанные духом времени скепсис по отношению ко всему, вторичность как актуальный мировоззренческий принцип, отсутствие стабильной системы моральных и эстетических ценностей, а также и многое другое — зачастую всё это вступает в онтологическое противоречие с поэтическим взглядом на мир и сводит поэзию к некоему ремеслу со смутной мотивацией и мелочными, в сущности, целями.
Действительность, как и почти во все времена, безнадёжно диссонирует с поэтическим мировосприятием.
Для того чтобы вырваться за пределы порочного круга порабощающих душу представлений повседневности, необходимо обладать не только поэтическим талантом, но и способностью к творческому восприятию действительности, к обобщающему видению того главного в жизни, что наполняет её истинным смыслом.
Кроме того, необходимо чутко слышать поэтическое слово, не позволяя ему стереться в тисках стереотипов и штампов, из которых во многом состоит сегодняшняя жизнь…
Новая книга стихотворений поэта Дмитрия Милова являет собой очередной этап его творчества, отражает путь эволюции его лирического героя.
Когда, несколько лет назад, я писал о его стихах, я отмечал такие их качества, как афористичность, бережное отношение к словесному материалу, хорошее владение стихотворными формами.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что для его стихов по-прежнему характерна максимальная сжатость, концентрированность поэтической мысли, при необыкновенно свежем, незашоренном взгляде на мир.
Часто он использует смелые метафоры, заставляющие работать воображение, и, таким образом, осуществляющие двустороннюю связь между автором и читателем.
Его стихи обладают той высокой степенью обобщения, которая заставляет читателя переживать чувства поэта как свои собственные, проецировать на себя авторские переживания и мировоззренческие озарения.
Происходит это органично и ненавязчиво, обаяние лирического героя складывается из последовательного восприятия отдельных стихов, которое в итоге превращается в полноценное сопереживание, осуществляющее миссию поэтической книги не как произвольного собрания стихотворений, но как целостного художественного произведения.
Заворожённая метелью,
В глазах, закрытых после дня,
Смерть наклонилась над постелью
И тихо смотрит на меня.
Она пока ещё не знает,
Смотревшая на столько лиц,
Что я в прищуре наблюдаю
Проваленность её глазниц…
Философский взгляд на мир проявляется практически во все стихах Дмитрия Милова.
Его лирическому герою свойственна некая глубокая психологическая напряжённость, истоки которой кроются, вероятно, в глубинах личности поэта и его жизненного опыта.
В стихах эти причины прорываются и в пронзительных сентенциях, и в выборе темы, и в общей тональности его поэтического пространства.
Но даже и в тех случаях, когда авторская индивидуальность толкает поэта на рискованную метафору или радикальный технический приём, всё это воспринимается читателем как нечто своё собственное, надёжно обеспеченное и чувством, и словом. В этом, в значительной степени, состоит смысл поэзии.
Прощай, любовь, дурная слава…
Извечно нужная руда…
Я получил шрапнель из сплава
И больше не вернусь туда,
Где полотна белесый локон,
Как бы трепещущий в мольбе,
Из темноты знакомых окон
Напоминает о тебе…
Поэт Дмитрий Милов практически на сто процентов — лирик. Все его стихи так или иначе наполнены его переживаниями и чувствованиями.
Его лирика экспрессионистична, эмоциональные мазки подчас носят порывистый характер.
В этом, на мой взгляд, ярко и убедительно проявляется позитивное соответствие характеру нынешней жизни.
В наши дни чувство, даже и взыскующее цельности, вынуждено пробиваться сквозь бешеный ритм современности.
Лирический герой Дмитрия Милова вынужден пребывать на стыке двух миров — внешнего и внутреннего. Внешний мир требует внимания и сопричастности, а внутренний — переживания, чувства и осмысления. Эти миры то соприкасаются, то расходятся. Миссия поэта — поддерживать их неустойчивое соответствие, находя для этого соответствующие художественные формы…
Новая книга стихов Дмитрия Милова вполне состоялась и ждёт своего читателя.