Екатерина Глушик __ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ВЕЛИКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 Московский литератор
 №9 май, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Екатерина Глушик
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ВЕЛИКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Николай ЛИБАН. "Русская литература. Лекции. Работы разных лет. Биографическое. Проза". — М.: "Водолей", 2017.

     Третья книга трёхтомного издания Николая Ивановича Либана "Русская литература. Лекции. Работы разных лет. Биографическое. Проза" открывает перед читателем великие миры русской литературы, миры людей, знающих русское слово, одаривающих этим знанием других. Это миры коллег Николая Либана, человека уникального: он преподавал в Московском государственном университете 65 лет. Был выдающимся педагогом, будучи убеждённым, что литература, которую он страстно любил и изучал, должна не только развлекать, но нравственно совершенствовать людей.
     В оформлении этого изысканного тома — классическая выдержанность: шрифт, пастельные тона картины К.Ф.Юона "Москворецкий мост. Старая Москва. Московский университет, 1911 год". Именно с университетом связана вся жизнь человека, родившегося в год создания полотна. Книга великолепно иллюстрирована: фотографические портреты самого Николая Ивановича, семейные снимки, коллеги и соратники, друзья, кабинет учёного, дача в Домодедово.
     Книга состоит из разделов: "Русская литература", куда включены лекции "Н.Г.Чернышевский в русской критике XIX века", "Историческая тема в художественных произведениях Н.М.Карамзина", роман Н.С.Лескова "Соборяне", "Возникновение русского театра" и другие.
     Раздел "Филологический факультет" состоит из "Портретов филологов", таких как А. В.Кокорев, Н. М.Гайденков, А.Н.Попов, М.Н.Зозуля, Г.Н.Поспелов, А.И.Ревякин, Н.К.Гудзий, В.Ф.Переверзев, включены сюда и заметки "Из истории филологического факультета МГУ за 60 лет", тем более ценные по той причине, что Николай Иванович Либан в буквальном смысле слова стоял у истоков образования факультета, знает и рассказывает, как, почему и кем был основан факультет. В разделе "Биографическое" Николай Иванович рассказывает о себе, о своей семье, о времени, в котором жил.
     Есть раздел "Проза. Путевые заметки".
     Издание содержит обширную библиографию, указатель имён, комментарии.
     Начинается этот том с лекции, прочитанной к 125-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Надо отметить, что лекции свои Николай Иванович не записывал, он их возглашал. Особая манера подачи материала, обороты, поражающие ненарочитой изысканностью: "Гончаров — это писатель, который относится к своим героям с уравновешенной объективностью".
     Повествование строится не линейно: родился, учился, написал… Лектор озвучивает некий парадокс, создаёт интригу ("Чем объяснить, что Гончаров не пользуется такой популярностью, как другие писатели?"), затем вместе с читателями-слушателями исследует названный феномен, опираясь и на биографию писателя, и на работы коллег-филологов, и на собственные знания нравов и предпочтений читателей той поры…
     Вот что, например, отмечает Николай Либан ("Фрегат "Паллада". Особенности идеи и жанра"): "Интерес представляет обобщённый образ англичанина: он властвует в мире над умами и страстями. Писатель с предельной лаконичностью показывает английского буржуа: индивидуальные черты отброшены, поскольку нет самой индивидуальности. Идеи наживы, торгашества, расчёта раскрываются обобщённо…. Он вглядывается в чужую жизнь как в общечеловеческий урок, которого ни в одних школах не отыщешь. Отсюда постоянное тяготение к жанровым картинам".
     "Гончаров — исторически правдивый писатель", — говорит исследователь творчества, рассуждая о романе "Обломов", и открывает тебе заложенные в произведение глубокие смыслы. "Но сам великий русский народ никогда не был обломовским.  В стране, которая "проделала три революции", до чрезвычайности преобразила свой облик, должны были быть для этого исторические предпосылки".
     Исследования русской литературы Николая Либана читаешь с не меньшим  интересом, чем сами произведения, которые рассматривает автор. Во всяком случае, хочешь перечитать всё вновь. И Чернышевского, и Карамзина, которого Либан исследует от "Марфы Посадницы" до "Истории государства Российского": "…такая важная задача, как воспитание достойных граждан через любовь к истории: история — это Библия для христиан, а народ, не знающий своей истории, легкомыслен — его предки были не хуже его. История питает нравственные чувства человека, располагает душу к справедливости".
     Николай Либан не следует за чьим-то, пусть и бесспорно авторитетным, мнением, он не боится оппонировать. "Старый вопрос — со времён Белинского, вопрос об Онегине и Печорине. Историк литературы имеет основания говорить о "Евгении Онегине" как о психологическом романе, но для нас несомненным является то, что именно с Лермонтова начинается его развитие, а не с Пушкина". И далее — убедительнейшая аргументация. А читая о возникновении русского театра, узнаёшь к тому же обряды и обычаи (от чего и пошёл театр) своего народа. И видишь, что у русской театральной традиции — свои истоки, свои задачи и функции. Можно заимствовать и у восточного театра, и западного. Но нельзя замещать! Задачи и цели изначально были другие!
     Совершенно уникальны портреты (воспоминания, зарисовки) коллег, которые даёт Николай Либан. Поражает в этих описаниях всё: и память, сохранившая всё в малейших деталях,  и самоирония, умение выбрать подобающий случаю стиль (здравица или прощальное слово), тон. Портрет Г.Н.Поспелова назван "Человек красивого интеллекта": "Я самый старый на факультете и всё помню: и как создавался факультет. И его первых деканов, и как сформировалась кафедра теории литературы. Произошло это почти анекдотически".
     И от чтения уже не оторваться. При этом нет и налёта пошлости. "Он обладал постоянно обогащающимся сильным интеллектом. И этот интеллект был красив. Место Г.Н. Поспелова рядом с А.А. Потебнёй и А.А. Шахматовым… Эти учёные оставили свет. Пока Россия во тьме, но я уверен, придёт время, когда книги Г.Н. Поспелова обретут новую остроту. Мёртвые живут как живые, пока живут их идеи". (1992 год).
     Или вот одна из ремарок о Г.О. Винокуре: "Григорий Осипович был настолько обаятельный человек, что при всём критицизме к текстологии, который тогда у меня был, я должен был всё прочитать. И тогда я пришёл к нему и сказал: "Я прочитал и то, и то, и то, но всё-таки не усвоил, что такое текстология", он ответил: "Не беспокойтесь, я тоже не усвоил. Пусть она существует, она никому не мешает, а во многих случаях даже помогает, когда попадает к одарённым людям".
     И вот проходят перед нами люди, для каждого из которых — доброе слово. Порой о ком-то и нелицеприятно, но объективно. И в этом — характеристика самого Николая Либана, человека феноменальных знаний, исключительной порядочности, погружённости в дело, внимательного к людям.
     Знакомая, у которой он бывал ещё ребёнком, завещала ему любить людей, и Николай Либан признаётся: "И теперь я понимаю, что значит "людей любить надо". Это значит уделять им часть своего счастья. Человек счастлив! Лишь бы он не был скуп. Лишь бы он уделял часть своего счастья своему другу, своему ближнему. Вот так, как я сейчас — уделяю часть своего счастья, огромного счастья, моим близким людям, с которыми меня свела судьба. Это моё счастье. И больше этого счастья, выше этого счастья в мире ничего нет".
     И если не счастье, то огромная радость и удовлетворение — чтение очередного тома великолепных работ Николая Ивановича Либана — педагога и человека.