Юрий Богданов __ «КАКИМ ОСТАВИМ СЛЕД…»
 Московский литератор
 №10 май, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Богданов
«КАКИМ ОСТАВИМ СЛЕД…»
Евгений ХАВАНОВ. "Смотри — на самой Маросейке". Стихотворения. — М: ИПО "У Никитских ворот", 2018.

     Очередная книга поэта Евгения Хаванова "Смотри — на самой Маросейке" — это не только новое слово для автора, но и новизна тематики, характерная в настоящее время для его творчества. Ощутимо и возросшее мастерство поэта, в котором нет "проходных" строк, незамеченных или вызванных лёгким отношением к  поэтическому мастерству.
     Хотелось бы начать разговор о книге с лирического стихотворения "Гроза", посвящённого "Родной Руси":
      
     Как будто что-то взорвалось.
     Как будто что оборвалось.
     Как будто диким ураганом
     Над головами пронеслось.
      
     И слышу я, внимая стоя:
     Громятся сущего устои,
     Покорно рушатся миры.
     И меркнет свет и всё святое.
      
     Я в этом рёве не мечусь.
     Стою. Не падаю. Держусь.
     А вот и небо засияло —
     Как ты, моя родная Русь.
      
     Порой гремит над нами гром.
     И нас готовы съесть живьём,
     Прибить прикончить, изничтожить.
     А мы и жили, и живём.
      
     Если рассматривать книгу в целом, то она продолжает основную тему в творчестве Евгения Хаванова — это патриотизм. О чём бы он ни писал, пульс времени бьётся в каждой строке стихотворения. К примеру, в точных словах стиха    "Призрак власти", в котором с философской точки зрения и с юмором обыгрывается эта самая "власть": "Заманчива штука — власть. / И как бы тропа ни вилась, / Хоть падая, хоть валясь, / Увидел её — влазь…". И далее — "Власть — это самая сласть…". Но резюме — "Уже завершается власть. / В двери стучатся — слазь!". В этом стихотворении — всего в трёх строфах — ёмко сказано об этом завлекательном человеческом желании.
     И тут же рядом — небольшой цикл стихотворений или маленькая поэма "Каким оставим след", которая проникнута заботой не столько автора о себе, но и о будущем всей страны в целом:
      
     Являлся двадцатый век.
     В России — из вех веха.
     Новый входил человек
     Для новых скрижалей века.
     ………………………………
     Просторы великой Земли
     По новым рецептам застроив…
     И неспроста нарекли
     Их поколеньем ГЕРОЕВ.
      
     Но были и "…Иные — словно с чужой земли, / Чужой поддались морали. / И многого сделать мы не смогли, / И многое потеряли…". Боль за эти потери страны сквозит во многих стихотворениях Евгения Хванова. Но не только в критике: сквозь неё пробивается мажор веры в новые поколения:
      
     Чтоб все поколенья — в одну струю.
     Вместе страну мы строим.
     Непобедимы в строю,
     Если шагаем строем.
      
     И нам не страшна глубина,
     Нам она лишь по колени,
     Если страна сильна
     Единством своих поколений.
      
     К таким стихотворения относятся: "День рожденья, "Останкинская башня",
     "Косма и Дамиан", "Старость" и многие другие. А вот в стихотворении "Похищение Европы" тесно переплетается современность с историей. Европа, которая является покорным исполнителям приказов из Вашингтона. Да и сама Европа постоянный антипод России: "…А там что за птица гага? / Пусть это будет Гаага. / Законы ей целым сводом — / Суд по правам народов…". И далее ещё острее, и определённо:
      
     ...И почему русофобо
     Настроилась вдруг Европа?
     Ведь от рокового вала
     Россия её спасала.
      
     Но не потому ли жажда:
     Мол, чтобы с Европой ни стало,
     И ещё раз однажды
     Русь поперёк не встала.
      
     Увы, не порвётся нить.
     Напрасны взгляды косые.
     Европу не отделить,
     Не отдалить от России.
      
     И всё же в стихотворении "Назад — к Шиллеру и Бетховену" звучит всё тот же мажор и вера в светлое будущее народов Европы  и цитата из оды к радости Ф. Шиллера "Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!". И заключительная строфа стихотворения, пожелание Европе: "А ты не забудь уроков. / Забыла? И нет, и да. / И оставайся без сроков / Красива и молода".
     Поэт Евгений Хаванов в своей книге старается глобально осмыслить сложность и противоречивость мировых процессов двух миров так непохожих — с надеждой на идеальное совместное сосуществование всех народов Земли.         
     Критически осмысляя "широкие пространства", автор "не забывает" опять же о том, что происходит рядом.  Так в стихотворении "Где, всадник, твой меч?" он вспоминает славные подвиги героев прошлого и сравнивает их с нынешним временем, которое переосмысливает их значение для сегодняшнего дня: "Мы, и не ждали удара / Такого, как этот удар: / Вместо того Гайдара / Явился другой Гайдар". Не надо никакого подтекста: читатель всё понимает и, думаю, солидарен с автором, который точно уловил смысл значения "нынешних героев".
     Необходимо сказать и ещё о двух разделах книги: "Как приходят строчки" (лирические стихотворения) и "Особь в изменяющемся мире".
     С лирикой, как с жанром, всё понятно: её надо любить, читать и хвалить поэта за свежие образы, в литературном процессе. Точнее — надо читать, и читать стихи неоднократно, а не поверхностно.
     Что же касается второго раздела, то здесь сложнее! Он своеобразен и не похож на предыдущее творчество поэта, но для автора — это новый шаг в творчестве. Надеюсь, что читатель в полной мере оценит этот шаг, прочтя полностью новую книгу.
     Остаётся пожелать Евгению Ивановичу новых творческих находок на путях свершений, так как нынешняя книга даёт гарантии, что талант автора развивается достаточно интенсивно в позитивном направлении.