Нина Попова __ РОДНОЕ СЛОВО
 Московский литератор
 №10 май, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Нина Попова,
к.ф.н.
РОДНОЕ СЛОВО
Наталья ВАСИЛЬЕВА. "Папа, мама, тётя Женя и я: Воспоминания, размышления". — Рязань: "Литера М", 2018.

     Автобиографическая книга Натальи Павловны Васильевой "Папа, мама, тётя Женя и я" является уникальным синтезом философских размышлений, кропотливого литературоведческого исследования и нетронутой чистоты и непосредственности детского восприятия мира в отражении эпохальных свершений прошедшего века и собственной, насыщенной судьбоносными встречами и событиями жизни.
     Автор, дочь выдающегося русского поэта Павла Николаевича Васильева (1910-1937),  при его жизни будучи совсем малолетним ребёнком, с удивительной памятливостью и зоркостью к каждому мгновению своего недолгого общения с отцом, даёт точные характеристики окружавших её людей и объективную оценку их поступкам. Тем самым Наталья Павловна становится для нас бесценным свидетелем тех далёких и неоднозначных лет жизни поэта, судеб близких и дорогих ему людей до и после его трагической гибели.
     И особенно важно то, что именно родное сердце правдиво и искренно вводит нас в эту масштабную своим поэтическим и нравственным мировосприятием судьбу, соединяя для нас историю и время, закрывая скорбную брешь в несколько поколений, не знакомых с творчеством Павла Васильева, раз и навсегда ошеломившим и покорившим нас своим мощным, ядрёным своей  нутряной силой, стремительно взлетевшим над миром Словом.
     Познакомившись близко с Натальей Павловной во время работы над диссертацией, а затем и монографией о творчестве поэта, поняв и оценив  природную естественность и искренность её человеческих побуждений, слов и поступков, я искренне полюбила и прониклась её самобытным и гармоничным   своей изящной прямотой внутренним миром. Будучи хранителем семейного архива, библиографом и кропотливым исследователем творчества Павла Васильева, энциклопедически образованным человеком, она стала, да и не только для меня, кладезем редчайших сведений об отце и удивительно глубоких эмоций. И на мой взгляд, она не только внешне очень похожа на отца, но и нравственно, и психологически с ним удивительно схожа и близка. И вся эта человеческая похожесть, органичность и сохранённая юная энергия живут в каждой строке её книги, и при внимательном прочтении становятся понятны и многие поступки самого поэта, такого яростно-молодого, такого стремительно распахнутого человеческой природе и естеству, такого неистово жадного до жизни.
     Эта новая книга стала возвратом к истине, скрытой завесой слухов, догадок и предположений о жизни поэта. Эта правда из первых уст монолитно укрепляет слова других исследователей творчества и личности великого поэта, внёсших весомый вклад в сокровищницу художественных и научных знаний о поэте. Этих имён внушительный  ряд, легко кого-то упустить, некоторые из них лично знали поэта, были с ним и в период признания, и в период гонений, другие имели смелость писать о нём в стылые годы забвения, третьи возрождали и поднимали на новый уровень интерес к васильевской поэтике: С.А.Поделков, С.П.Залыгин, К.Л.Зелинский, П.П.Косенко,  В.Завалишин, В.В.Сорокин, А.А.Михайлов, С.Шевченко, Т.М.Мадзигон, В.Тыцких, В.И.Хомяков, Н.А.Вилор, Ю.А.Изумрудов, С.С.Куняев, В.Д.Цыбин,  П.Г.Тюрин, С.Е.Черных, О.Е.Воронова, Е.В.Рубцова, З.С.Мерц,  И.Д.Ивлева, С.К.Шаймарданова, К.Х.Рахимжанов, А.А.Решетова, А.Ю.Хвалин и многие-многие  другие достойные учёные и писатели.
     Перед нами проходят горькие судьбы близких поэту женщин: его первой жёны и музы Галины Анучиной, матери его единственного ребёнка, которой посвящены такие прекрасные, наполненные любовью, нежностью и раскаянием строки стихов и писем; и его второй жены — Елены Вяловой,  ощутившей сполна и недолгий час его славы, и горькие дни опалы. Раз и навсегда соединив с ним свою жизнь, выдержав почти двадцать лет лагерей и ссылки, эта женщина сделала всё возможное и невозможное для издания в 1957 году первого поэтического сборника Павла Васильева.
     Автор исправляет сложившуюся несправедливость и подробно, с любовью повествует нам о незаслуженно забытом творчестве и самой личности своей тёти — Евгении Анучиной, проявившей себя уже в 30-е годы как талантливый прозаик, в 50-е — как драматург, и ставшей самым значительным явлением в женском литературном окружении поэта. Именно её пьеса "Счёт жизни", прототипами главных героев которой она сделала поэта и его жён, гораздо больше рассказывает о Васильеве, прежде всего о его характере, чем все воспоминания современников.
     Хочется поблагодарить автора и всех причастных к выпуску книги за такую тревогу о творческой судьбе Павла Васильева, тревогу о воздействии его поэзии на литературу и духовность нации, за благодарную память о всех близких ему людях, за подаренные читателю бесценные крупицы прошлого, так мало занимающие места в общей летописи земли, но так много значащие для России.
     Книга "Папа, мама, тётя Женя и я" появилась на свет очень своевременно. Именно сейчас, когда возникла такая тоска, такой голод по филигранному слогу, по красоте и яркости поэтических красок, и глобально — по самой русскости слова, так вовремя возвращается к нам и прорастает в новое поколение один из самых русских, и в то же время, один из самых мощных в своём евразийском размахе поэтов — Павел Васильев!