Иван Голубничий,
к.ф.н. УВИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА... Светлана ЗАМЛЕЛОВА. "Исход". Роман. — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2018.
Известная российская писательница, прозаик, публицист, литературовед и философ Светлана Замлелова написала новый роман. Разговор о нём, в перспективе, должен быть серьёзным и основательным, соответственно тому значению, каковое, на мой взгляд, он имеет для современной российской, русской литературы. Роман "Исход" — фундаментальное художественно-философское произведение, затрагивающее важнейшие вопросы человеческого бытия, написанное языком классической русской прозы,
с динамичным сюжетом, который отсылает читателя к драматическому и судьбоносному периоду нашей страны начала XX века. Центральные исторические события того периода служат как бы фоном всему повествованию, а собственно сюжетная линия в этих событиях получает онтологическое обоснование, раскрывает роль частного в целом, малого — в великом и драматическом. Для С. Замлеловой всегда было характерно стремление заглянуть в психологию своих героев, в их душевные побуждения в процессе их становления. Психологизм истинный,
т.е. не обусловленный патологическим интересом к тёмным сторонам человеческой природы (что мы часто видим в произведениях современной литературы), а напротив, стремящийся рассмотреть в ней светлое начало и причины, мешающие этому началу проявиться — вот одно из основных качеств, характеризующих её творчество. Её герои — люди разных возрастов и характеров, разного личностного масштаба, разного социального происхождения, но все они — живые, действующие непосредственно и жизненно убедительно, в соответствии со своими
искренними, хотя и порой ошибочными, побуждениями и мотивациями. Главная героиня романа "Исход" — Милка Ламчари, девушка из ортодоксальной караимской семьи, с тонкой душевной организацией и, как принято говорить в таких случаях, с высокими духовными устремлениями. Собственно, под своим первым именем она является читателю только в самом начале романа. Вследствие духовных исканий и мировоззренческой эволюции она решается на то, чтобы переменить своё вероисповедание в соответствии с новыми религиозными
убеждениями — она переходит в православие. Это обстоятельство имеет роковое значение в её жизни — от неё отворачиваются родные и близкие, скованные предрассудками, и она, под новым, христианским именем Ольга, изгоняется из родного дома фактически на все четыре стороны... Не приспособленная к жизни, не обладающая никакими профессиональными навыками, в какой-то момент Ольга Ламчари оказывается перед возможностью гибели, нравственной и физической. Мир, незнакомый и неприветливый, не сулит ей ничего хорошего. К счастью,
благоприятное стечение обстоятельств и встретившиеся на её пути хорошие и просто неплохие люди не дают ей пропасть и помогают обрести некоторую первоначальную опору, отталкиваясь от которой, Ольга получает возможность найти какие-то жизненные ориентиры.
Особое место в романе занимает образ Аполлинария Матвеевича Искрицкого — образ несколько загадочный и играющий символическую роль в повествовании, своего рода ангел-хранитель. Взяв под свою бескорыстную опеку молодую беспомощную девушку, он приложил все усилия (по его собственному признанию, безнадёжные) для того, чтобы передать ей своё знание о жизни и о людях. Знание это было порой слишком жёстким для идеалистического сознания Ольги, порой оно ей просто недоступно по объективной
причине возрастной разницы между ней и её наставником, но, тем не менее, Аполлинарий Матвеевич добросовестно выполнил свой долг. Его наставления и поучения местами имеют характер своеобразной проповеди:
"— Жизнь — это движение, а смысл этого движения — поиск. Человек ищет, даже не сознавая этого. Можно сказать, что все мы ищем друг друга, мы живём, чтобы найти человека... Не любого скота в человечьем обличье, а настоящего человека! Это не так уж мало, не так уж худо и не так уж просто. Увидеть человека значит лицезреть Бога, дьявол — обезьяна Бога, человек — Его отражение. Только сперва найди человека! За всю твою жизнь ты, может быть, встретишь лишь одного человека. И
если в тебе самой сохранится человеческое, ты узнаешь его..."
Аполлинарий Матвеевич всеми силами пытается уберечь Ольгу от заблуждений и ошибок, но его старания оказываются тщетными. Как и положено по законам живой жизни, в какой-то момент Ольга, подчиняясь велению молодости, самовольно пустилась в плавание по бурному житейскому морю. Но на протяжении всего плавания (и в переносном, и, во второй части романа, прямом смысле) она постоянно сохраняла связь со своим благодетелем и исповедовалась ему в своих мыслях, побуждениях и поступках.
Второй персонаж романа, сыгравший значительную роль в судьбе Ольги Ламчари, — это студент Сергей Садовский, человек, который убедил Ольгу в своём искреннем чувстве и вызвал в ней ответную любовь. В этом образе ярко воплощён распространённый во все времена тип человека, хотя и неплохого, но слабого, эгоистичного и очень живучего; человека, который во всех ситуациях чутко следует своему непосредственному интересу и всегда моментально находит себе оправдания и объяснения всем своим
поступкам, в том числе и самым неблаговидным. Его появление становится вторым (после крещения) роковым событием в жизни Ольги, поставившим под сомнение её веру в человека. В сущности, не злой, но слабый, зависимый от матери и от обстоятельств, Сергей совершает ряд предательств, больших и малых, по отношению к Ольге. Обстоятельства, сопутствующие этому, прописаны с тонким психологизмом и глубоким знанием человеческой натуры. В итоге Сергей погибает глупо и пошло от случайного выстрела Ольги, и его смерть также
выглядит символично, поскольку он, живущий исключительно своими мелкими, мещанскими интересами, становится как бы необязательным в этом мире. От его смерти ничего в мире не меняется — что он был, что его не было. Эта частная драма обозначена в повествовании прозрачно, но отчётливо.
Атмосфера предреволюционного времени воссоздана хотя и как бы фоном происходящих событий, но её картины несут большую художественную нагрузку и являются, в некотором смысле, структурирующим художественным фактором романа. Поступки и побуждения людей в условиях более спокойного и стабильного времени могли бы быть другими, и жизнь Ольги с Сергеем также могла сложиться иначе, более благополучно или, по крайней мере, менее драматично. Но в переломные эпохи, в предчувствии грядущих
потрясений обостряются инстинкты, со дна человеческих душ поднимается то тёмное и смутное, что в обычной жизни имеет шанс остаться непробуждённым.
"... Студенты кипели, кабаки грохотали, газеты выстреливали заголовками, разлетавшимися как искры. По Москве бродили недовольные рабочие, за которыми, казалось, тянулся тревожный фабричный гудок. Вид у Москвы был насторожённый и какой-то злопамятный. Москва обещала припомнить обиду и выжидала, так отчаянно веселясь, что непонятно было: снег ли белеет на мостовой или кокаин…".
Злоключения Ольги, предшествующие судебному разбирательству, и её пребывание в больнице для падших женщин — яркий эпизод романа, являющийся художественным достоянием современной бытовой и психологической прозы. В ходе этого эпизода автором даются колоритные и сочные картины специфических обществ и персонажей, характерных для описываемой исторической эпохи. Судебное разбирательство и вынесение приговора заканчиваются для Ольги сравнительно лёгким наказанием и удалением в монастырь.
Пребывание Ольги Ламчари в монастыре занимает в романе промежуточное, но очень важное (как в концептуальном, так и в художественном отношении) место. Попав в монастырь, Ольга, естественно, ожидает здесь некоего душевного успокоения, отдаления от мира, полного зла и предательства. Но и здесь она сталкивается с разного рода проявлениями мирского зла, при этом зло принимает подчас патологические формы, так сказать, извращённого понимания добра... Ольга с другой монахиней решаются
на побег. Задолго до всего этого Ольгу неоднократно посещала авантюрная мысль присоединиться к полярной экспедиции капитана Дубровина, о подготовке к которой много писали в прессе. Беспощадная логика жизни привела к тому, что её мечта стала суровой реальностью. И хотя история её участия в экспедиции не совпадает с началом второй части романа, но интонационно эта вторая часть начинается именно с этого момента. В соответствии с таким радикальным изменением характера действия изменяется и ритм романа, и атмосфера,
и текст, который отныне требует иных стилевых средств. Повествование отныне ведётся преимущественно в эпистолярном жанре.
Молодая, но уже пережившая ряд личных драм и трагедий женщина перед лицом новых испытаний решилась на то, на что не решилась бы ни одна из её благополучных сверстниц. Из полной лжи и зла прежней жизни она добровольно вступила в новую — морскую, полярную суровую жизнь, в которой вся шелуха светского городского существования спадает и исчезает без следа, и каждый человек остаётся только тем, что он есть, лицом к лицу с суровым и беспощадным миром Природы. Описание её полярного
путешествия занимает последнюю треть романа и раскрывает перед читателем продолжение её мировоззренческой эволюции. Образ Аполлинария Матвеевича, в письмах к которому она описывает все обстоятельства своих испытаний, проходит, как говорится, красной нитью через весь роман (письма писались Ольгой на всём протяжении плавания и отправлялись почтой при редких оказиях).
Большое значение в этой части имеет образ штурмана Бреева, оказавшего влияние на Ольгу и оставившего яркий след в её душе. Сильный и мятущийся человек, с одной стороны — прирождённый вождь, с другой — одиночка ницшеанского типа, он не может найти своего места в обыкновенной жизни и постоянно идёт на конфликт с окружающим миром. Штурман — третий персонаж, сыгравший важную, хотя уже не столь роковую, роль в жизни Ольги. Он дал ей своего рода образец свободного человека, движимого
только своей силой и своей волей и дающего возможность всем желающим следовать за ним. Описания невзгод и лишений, связанных с экспедицией, обладают такой высокой степенью жизненной достоверности, что порой создают впечатление автобиографичности этих фрагментов.
Концовка романа остаётся открытой, след Ольги Ламчари теряется, и путь её испытаний продолжается уже за пределами текста. Одно несомненно: Ольга вышла из испытаний духовно преображённой, защищённой жизненным опытом и знанием, а также выстраданным верным представлением о добре и зле, о жизни и человеке. По прочтении романа остаётся только пожелать ей удачи и, в конечном итоге, счастья, которое она, несомненно, заслужила.
"...И показалось Ольге, что сама История, неумолимая дама, заглянула на мгновение ей в глаза. И поняла Ольга, что это поступь Нового слышна отовсюду. Новое грядёт не потому, что так устроили какие-то люди, а потому что иначе не может быть. Старое отжило своё и умирало, а Новое должно было занять его место, поскольку вечного и постоянного ничего не бывает на свете. Как бы ни были полны закрома и сундуки Старого, недоставало там чего-то главного. Никто не знал, каким будет
Новое, но остановить его нарождение, воспрепятствовать его власти было уже никому не под силу...".
* * *
Название романа — "Исход" — естественно, вызывает у читателя прежде всего библейские ассоциации. Но эта отсылка не прямолинейная, хотя и, очевидно, в какой-то степени предусмотренная автором. Исход Ольги — это её собственный исход из младенческого неведения души, из благостных иллюзий к спокойному пониманию того, что такое жизнь; исход из безмятежного сна к живому бодрствованию. Говоря обобщённо, это вечный Исход человека из мёртвого Прошлого в трепещущее и пульсирующее,
неведомое и манящее Будущее. Как написал Александр Блок: "И вечный бой! Покой нам только снится / Сквозь кровь и пыль...". Несмотря на то, что первоначальный порыв к духовному преображению героини романа был связан с её крещением, в ходе действия эта тема не выносилась автором на первый план. Процесс духовного преображения представал перед читателем в мыслях, поступках и устремлениях Ольги, т.е. выражался исключительно художественными средствами. В этом роман "Исход" представляет собой серьёзный
прорыв, шаг вперёд современной российской прозы, в которой за постсоветские три десятилетия религиозность оказалась преувеличенно эстетизированной, сведённой к внешним признакам и атрибутам, часто в ущерб подлинной духовной содержательности, т.е. самой сущности религиозной веры.
В романе живёт и действует множество персонажей, ряд сюжетных линий органично дополняет основное направление текста. Здесь и предгрозовая атмосфера мировой политики, в которую вовлечена Российская Империя, и революционная деятельность, и народный быт в разных его проявлениях... В ходе развития сюжета автор затрагивает такую основополагающую проблему человеческого бытия, как взаимоотношения мужчины и женщины, и, действуя художественными средствами вкупе с философским осмыслением,
жёстко обостряет извечные противоречия проблемы, заставляя задуматься о том, всё ли справедливо и окончательно в сформировавшейся модели этих взаимоотношений.
Роман состоит из двух частей, хотя, на мой взгляд, деление это условное, учитывая наличие в романе нескольких логически завершённых внутренних фрагментов. При том, что история Ольги Ламчари делится на периоды, разные по психологическому оттенку, по характеру действия и по продолжительности, роман являет собой цельное произведение, объединённое полнотой и законченностью авторского замысла.
Стилевой характер романа на всём его протяжении эволюционирует в соответствии с изменением характера текста. В начале романа, когда повествование идёт о юных днях и первых испытаниях Милки-Ольги, в тексте отчётливо слышатся лесковские интонации, знакомые нам в творчестве С. Замлеловой, в частности, по книге "Посадские сказки" и некоторым другим произведениям... В той части, где повествуется её история со студентом Сергеем Садовским и дальнейшие злоключения в монастыре,
язык текста обретает черты классической русской повести XIX в. (на самом деле, традиционной и вневременной). Искромётный юмор и добрая ирония сообщают роману тот постоянный и пленительный колорит доброты, который сглаживает и очеловечивает даже тёмные стороны человеческого бытия, затронутые в романе. История полярного путешествия с экспедицией капитана Дубровина несёт в себе признаки ряда влияний, от И. Гончарова до В. Каверина. Всё это, взятое в целом, представляет большой литературоведческий интерес и является
богатым материалом для текстологического исследования. Но в первую очередь роман "Исход" — это большой подарок читателю, ценителю русской литературы в её преемственности и стилевом богатстве. Читатель найдёт в романе то, чего так не хватает сегодня — живое и талантливое русское художественное слово, цельное мировоззрение, сочетающее в себе национальные и общечеловеческие основы, и здоровое нравственное начало. По художественному уровню, по глубине проникновения в психологию людей, по богатству и утончённости
художественных средств новый роман С. Замлеловой является одним из самых значительных явлений современной русской литературы.