Марина Замотина __ «НАША СТРАНА САМАЯ ЛУЧШАЯ!»
 Московский литератор
 №13 июнь-июль, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Марина Замотина
«НАША СТРАНА САМАЯ ЛУЧШАЯ!»
Небольшое путешествие по Северное Корее

     Северная Корея вплоть до 1990-х годов на своих деньгах печатала лозунг: "В мире не завидуем никому!". Они и сегодня никому не завидуют, а искренне верят в свою страну и своих вождей. Есть в Северной Корее ряд имён и понятий, которые принято упоминать с особым пиететом. Это Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, которые уже носят официальные титулы вождей, за ними же были закреплены должности "вечный президент КНДР" (Ким Ир Сен) и "вечный генеральный секретарь Трудовой партии Кореи" (Ким Чен Ир). Хотя нынешний лидер КНДР Ким Чен Ын пока не получил официального статуса вождя, однако относятся к нему с не меньшим почтением.
     В КНДР на официальном уровне существует наследственная система правления. Обязательным стало проведение всевозможных ритуалов перед статуями вождей. Нас в Пхеньяне привели на холм Мансудэ, где мы возложили цветы и поклонились статуям двух вождей. И это делаю все, кто туда приходит. Просто так там никто не бродит.

     ГИГАНТОМАНИЯ
     Многие страны в той или иной степени подвержены гигантомании, но Северная Корея оставила всех далеко позади.
     В одном из центральных районов Пхеньяна возведена Триумфальная арка в честь бойцов корейского Сопротивления против японской оккупации, копия парижской Триумфальной арки. Но! Пхеньянская на десять с половиной метров выше и на шесть с небольшим метров шире. Смотрится странно, но зато самая большая Триумфальная арка в мире.
     Один из символов Пхеньяна — знаменитый Монумент идей чучхе, это самая высокая каменная башня в мире. Внутри башни есть лифт, который поднимает желающих на смотровую площадку. В другом районе Пхеньяна стоит 105-этажная гостиница "Рюген" общей высотой 330 метров.
     Где самый большой стадион в мире? В Северной Корее. "Стадион Первого мая" вмещает сто пятьдесят тысяч зрителей. На этом стадионе часто проходят многочисленные массовые мероприятия и торжества. Страна чучхе очень преуспела по части организаций всевозможных парадов, митингов, демонстраций и шоу. Все массово, с размахом, слаженно, как будто не люди в нем участвуют, а части хорошо работающего гигантского механизма. Но мы посмотрели только танцы на площадях в "День Солнца" 15 апреля. Вечером, на специально отвёденных площадках, танцевали студенты. Девушки — в национальных одеждах, молодые люди — в строгих костюмах. Музыка гремела неимоверно. Танцы были отрепетированы, исполнялись старательно, чётко, слаженно и одновременно с размахом. С дежурными улыбками, но без "души".

     МЕТРО В ПХЕНЬЯНЕ
     Пхеньянское метро тоже уникально, оно одно из самых глубоких в мире. И это обусловлено не только гигантоманией, но и чисто практическими причинами. Станции метро могут при необходимости выполнять ещё и функции бомбоубежищ.
     Работают две линии, 17 станций. Старые турникеты, низкие. Перепрыгнуть могу даже я. Но здесь это, видимо, и в голову никому не придёт. Так как метро глубокое, эскалаторы кажутся бесконечными. Освещение снизу эскалатора, низкий свод. Нет рекламы, а потому уныло и пусто. Непривычно. Станции есть красивые, с мозаиками и скульптурой. А есть обычные, серые. Их, кстати, большинство.
     Девушки-дежурные в форме и в белых носках стоят на каждой станции, причём их несколько человек на каждой платформе. Вагоны в основном старые, произведены, по-моему, в Чехословакии, с которой, видимо, активно корейцы дружили в своё время. Но мы видели и один новый вагон, своего производства. Это предмет гордости. Портреты вождей есть в каждом вагоне. На одной станции возвышается скульптура — Ким Ир Сена. Похожа на позолоченную.
     В КНДР принято кланяться и портретам, и скульптурам. Именно склоняться в поясном поклоне. Без всяких жестов. В метро без этого обошлось, а вот во всех остальных местах все кланялись. И нам полагалось. Ну положено, так положено. Мы с уважением относились к традициям и правилась. Кланялись.

     ГЛАВНЫЙ ГОРОД СТРАНЫ
     Пхеньян — столица, и выглядит особенно. Город может похвастаться широченными даже по современным понятиям проспектами и улицами, на которых если и появится автомобиль, то его не разглядишь. Все здесь "самое большое и высокое". А ещё пустое и чистое. Рекламы нет никакой. Кроме нескольких больших плакатов. Чистота в Пхеньяне идеальная. Все вокруг вычищено, выметено. Каждый посаженный кустик обложен камушками. Тротуар помыт как будто зубными щётками. Город состоит как будто из аккуратных цветных коробочек. Коробки яркие, нарядные. А новые кварталы — красивые коробки повыше, посовременнее. И тоже разноцветные. Многообразие цветов на клумбах радует глаз. На балконах опять же много цветов в горшках. На улицах стоят киоски только цветочные. Кстати, нам гид не разрешила сфотографировать цветочный кисок. На вопрос "Почему нельзя?" ответила "А зачем?".
     Регулировщицы — те самые красавицы — стоят на дорогах, как и написано во всех путеводителях. Очень симпатичные барышни. Но стоят они не в центре перекрёстков, а у тротуаров.
     Очень странное ощущение возникает вечером. Красивая подсветка, горят фонари. Но вокруг темно! Поначалу непонятно, почему. А просто не горят витрины. Их нет. Первые этажи, там, где во всех городах находятся многочисленные торговые точки, здесь пустые. А значит — тёмные стекла. Ну, не везде, конечно. Но в основном. А потому никакое городское освещение темноты не компенсирует. Неуютно и непривычно.

     ДОБЛЕСТНАЯ, ВСЕПОБЕЖДАЮЩАЯ И НЕСОКРУШИМАЯ
     В КНДР крупнейшая для такой небольшой страны армия. Служить обязаны все мужчины, при этом срок службы может доходить до десяти лет. В реальности служат меньше, лет пять, максимум — восемь, с 2014 года военная служба вновь стала обязательной и для женщин. В стране действует постулат "сонгун", провозглашающий приоритет военных во всех областях жизни. В общественном транспорте Северной Кореи есть отдельные места специально для военнослужащих.
     Впечатлил музей Музей Отечественной Освободительной войны. Новое здание музея было открыто совсем недавно, при Ким Чен Ыне. Внутри музея снимать нельзя, и говорят гиды штампами не про отступление, например, а про "стратегический отход". Экскурсоводы — девушки-военнослужащие (может и мужчины есть, но мы их не видели).. Все экспонаты и реконструкции мощные и невероятно интересные. Интерьеры поражают величием, роскошью и помпезностью. Статуи товарищей вождей гигантские. Мрамор такой белоснежный, что глаза режет. Экспозиции очень любопытные и разнообразные, но с конкретной идеологической направленностью.
     И очень сильное впечатление оставила выставка трофейной техники. Американской, со времён Корейской войны. Фото с тех мест, откуда привезли трофеи, увеличены и демонстрируются у каждого экспоната, техника законсервирована, но не восстановлена. С противоположной стороны площади находится увенчанная звёздами техника КНДР — страны-победительницы, как здесь принято считать. Интересно, что военная техника на 100% советская, однако о роли СССР в Корейской войне экскурсоводы почти не говорят.

     О СЛОЖНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИХ ЖИЗНИ
     Госсистема страны жёстко контролирует все аспекты жизни населения и постоянно держит людей в поле зрения. В Северной Корее СМИ — только государственные. Это газеты, телевидение, радио. Большая часть материалов и сюжетов посвящены деятельности лидеров страны. Это называется воспитанием любви к вождю. Выхода в интернет нет, мобильной связи тоже.
     Гиды нам категорически запрещали фотографировать из автобуса портреты вождей. Почему? А потому что портреты могли "обрезать" троллейбусные провода. Даже статуи вождей надо фотографировать так, чтобы они выглядели достойно: их снимают обязательно в полный рост.  
     Два главных праздника в КНДР — дни рождения вождей. 15 апреля отмечается "День солнца" — такое поэтическое название получил день рождения Ким Ир Сена, на котором мы присутствовали, а 16 февраля — "День яркой звезды", день рождения Ким Чен Ира. В СМИ уже несколько раз проходили сообщения, согласно которым в скором времени и день рождения Ким Чен Ына, 8 января, станет государственным праздником под названием "День галактики". Это вопрос времени.
      
     ЗНАЧОК У СЕРДЦА
     Северокорейца легко вычислить по значку с изображением вождя. Сами корейцы на прямой вопрос: "Вы обязаны носить значки?", отвечают: "Нас не заставляют, мы носим их добровольно, в знак уважения к нашим вождям!"
     Есть значки с изображениями двух вождей, или — по одному. На просьбу нашего туриста обменять свой значок на что-то, экскурсовод в одном из музеев спокойно и уверенно ответила, что "Мы носим изображение нашего вождя у сердца, поэтому никакой обмен невозможен".
     Особый разговор о Дворце Солнца, он же Кымсусанский мемориальный комплекс. Его посещение представляет собой торжественный и в то же время печальный ритуал,
     Дресс-код был строжайший. В карманах можно было держать только бумажные деньги и паспорта. Все группы строятся в колонны четыре человека. Туристов было не так уж и много, но в преддверии дня рождения Ким Ир Сена (на следующий день) во дворец пришли местные жители. Военные, гражданские. Много женщин в национальных одеждах. Мемориальный комплекс очень торжественный. Все солидно, красиво, печально. Помимо траурных залов, в комплекс входят залы, где выставлены документы и награды.
      
     НЕМНОГО МЕСТНОГО КОЛОРИТА      
     Понравилось. "Международная выставка дружбы", известная как "Музей подарков вождю". Этот гигантский комплекс вырублен в скале. Он, безусловно, единственный в своём роде на всей нашей планете. Количество хранящихся в нем подарков превышает несколько сот тысяч. Длиннющие коридоры, ценнейшие подарки. Есть папочка (портфельчик), подаренный СП России в 2012 году, как я понимаю Ким Чен Ыру.
     Проверка опять же была основательная. Рядом с музеем подарков находится Буддистский храм. Правда, не видела монахов.
     Очень понравился в Пхеньяне памятник — к юбилею Трудовой Партии. Кирка, молот и кисточка — она интеллигенции досталось. В СССР был исключительно серп и молот, за нашего брата даже обидно стало. А у них всем инструментов хватило.
     В День Солнца смотрели вечером фейерверк. Очень эффектно. Перед нами стояла молодая с ребёнком лет пяти. Официально-торжественные: она в чёрном костюме (юбка и пиджак), он тоже в чёрном официальном костюме. Вроде бы должны были радоваться, ведь празднично и красиво. И они, наверное, радовались. Но как-то по-своему. Провожали серьёзными взглядами яркое безумство красок и огней.
     На обратном пути таможенники в аэропорту Пхеньяна пристально изучали содержимое моего чемодана. Спросили чек на дорогую вышивку. Полистали книгу. Ничего их не обеспокоило, чемодан закрыли. Но… при досмотре во Владивостоке блока дорогих подарочных сигарет в багаже не оказалось. Идеология идеологией, а человеческий фактор никто не отменял. Я расстроилась. Но зато собака на таможне во Владивостоке подтвердила подлинность купленной мною в буддистском монастыре фигурки. Запах и в самом деле был очень сильный.
     Что ж, тут отмечу честность корейцев. Если они говорят, что дерево сандаловое, то оно сандаловое, а не китайская липа с сандаловой отдушкой.
     Вот с таким сложным впечатлением (сандал оказался настоящим, а блок сигарет испарился) я и пересекла линию границы.
     Путаница в мыслях и чувствах так и осталась…