__ «КОЛОМЕНСКИЙ АЛЬМАНАХ»
 Московский литератор
 №13 июнь-июль, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 




«КОЛОМЕНСКИЙ АЛЬМАНАХ»
Двадцать второй выпуск, 2018.

     Минуло уже более двадцати лет с тех пор, как в старинном подмосковном граде Коломне издаётся литературно-художественный ежегодник. В этом году опубликован уже двадцать второй номер "Коломенского альманаха".
     И, как всегда, здесь прослеживается "золотая середина" между произведениями коломенцев и публикациями иногородних авторов.
     Конечно, некое преимущество отдаётся землякам. Но при этом нет ощущения местечковости, поскольку издание открыто авторам из столицы и других российских регионов.
     Добротен раздел прозы, где есть и повесть Константина Костенко и рассказы, в том числе — Виктора Мельникова и Михаила Болдырева, насыщенные характерной для Коломны мистикой. Древний город исполнен загадок и тайн; современные литераторы продолжают давнюю традицию.
     Впечатляет многогранность поэтического диапазона. Изощрённая техника сонетного венка ("Черкизовский Парнас" Романа Славацкого) сочетается с мощной лирикой признанных московских авторов (Евгений Юшин, Григорий Вихров).
     А проникновенную зрелую лирику Татьяны Башкировой дополняет молодая мелодика Михаила Прохорова и роскошные стихотворные россыпи других поэтов.
     Одна из характерных особенностей духовного строя Коломны — её погружённость в историю, постоянное обращение к истокам. Так что не удивительно появление на страницах альманаха монументальных исторических исследований.
     Александр Музафаров повествует о Евпатии Коловрате, Анатолий Парпара — о Димитрии Донском.
     А очерк Дианы Кан "Суворов против Пугачёва" парадоксальным образом затрагивает тему русского патриотизма и русской души.
     Блестящее исследование проф. Владимира Викторовича посвящено литературе XIX столетия. А воспоминания гениального переводчика Сергея Шервинского рассказывают о литературном сообществе под Коломной, где в 30-е и 50-е годы ХХ века бывала Анна Ахматова. Коломенский цикл Ахматовой до сих пор во многом влияет на развитие поэтической школы этого края.
     Идущая от С.В. Шервинского коломенская переводческая традиция и до сего дня сохраняет свою свежесть и полноту.
     В нынешнем номере опубликованы избранные сонеты Шекспира в переводе талантливого поэта Бориса Архипцева. А Ксения Нагайцева представила поэтические переложения лирики Элизабет Браунинг.
     Особая увлекательная страница — документальная проза, в которой раскрываются картины старинного коломенского обихода.
     Татьяна Залита подготовила материал о семье Озеровых, виноторговцев, и в то же время — знаменитых благотворителях. Культурный центр "Дом Озерова" до сих пор с гордостью носит эту фамилию.
     Евгений Ломако представил настоящий "архивный детектив", переносящий нас в бурные потоки провинциальной жизни XVIII столетия. Пожары и кражи, торговые споры, удивительные приключения и путешествия — всё это складывается в пёструю картину весьма подвижной и отнюдь не сонной жизни подмосковной провинции.
     Валерий Ярхо вспоминает о такой деликатной отрасли, как питейное дело.
     А историк Нисон Ватник доказал, что даже в купеческо-мещанской Коломне в первой половине XIX века имели место вполне себе классические балы; офицеры расквартированных в городе военных частей успешно способствовали развитию светской жизни.
     А Лилия Соза в своём очерке разбирает историю коломенских извозчиках и ямщиков.
     Эти и похожие темы — вроде бы "мелочи". Но именно из таких "мелочей" складывается история города, его образ, наполненный неизъяснимого очарования и прелести. Этот образ, тёплый и сердечный, и сохраняет в себе "Коломенский альманах".
     Как всегда великолепно оформление книги.
     Основой здесь стали работы народного художника России академика Михаила Абакумова. Замечательный живописец оставил нас восемь лет назад, но до сих пор его холсты остаются нерушимой основой здешней обширной художественной школы. В них видится удивительный и таинственный свет, который осеняет священный русский город во все времена.