Елизавета Гончарова __ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ В СКУЛЬПТУРЕ
 Московский литератор
 №13 июнь-июль, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Елизавета Гончарова
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ В СКУЛЬПТУРЕ
Густав ВИГЕЛАНН. "Осло. Фрогнер. Вигеланн. Норвежские прогулки". — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2018.

     На русском языке впервые вышла книга о жизни и творчестве знаменитого  норвежского скульптора Густава Вигеланна: "Осло. Фрогнер. Вигеланн. Норвежские прогулки".
     Её автор — Татьяна Чеснокова, писатель и переводчик-скандинавист, кандидат филологических наук, член МГО СП России, посвятившая много лет изучению скандинавской литературы и культуры, переводу со скандинавских языков.
     Это издание не является научным трудом, оно написало в жанре эссе, где прогулка по самому большому в мире парку скульптур, созданному одним скульптором, сочетается с описанием творческой эволюции Вигеланна, личными впечатлениями о его произведениях, а также с размышлениями о символике его скульптурного ансамбля, ставшего для туристов  визитной карточкой Осло.
     Автор использует  источники на норвежском языке — биографии,  искусствоведческие работы, статьи о творчестве норвежского скульптора, выстраивая собственное повествование об  этом удивительном творении, ставшем делом всей жизни Густава Вигеланна (1869-1943).
     На оси длиной в 850 метров собраны более шестисот скульптур из бронзы и гранита! Скульптор создавал уникальный парк около 40 лет, успев  завершить перед смертью своё главное произведение, резную колонну под названием  "Монолит".
     Перед нами разворачивается вся жизнь человеческая, от колыбели до могилы. В скульптурных группах предстаёт многообразная гамма человеческих взаимоотношений, эмоциональных состояний, разного возраста человека: от детства к юности, затем к зрелости и полноте жизни, а потом — к старости, умиранию и опять возрождению.
     Интерес представляет описание Библейской символики, и в частности, Древа Жизни в скульптурных группах у Фонтана.
     Композиция книги построена в форме "прогулки", и названия глав соответствуют пяти главным элементам скульптурного ансамбля, около которых делаются "остановки": "Мост", "Фонтан", "Монолит", "Часы", "Колесо". Это позволяет подробно рассмотреть не только сам парк скульптур, но и  историю его создания, связь Вигеланна с эстетическими течениями своей эпохи, его мироощущение, а также взаимное влияние литературы и искусства в Норвегии на рубеже XIX-XX  веков.
     Как получилось, что Густав Вигеланн появился в культурной жизни своего времени, словно герой из сказки?
     Юный резчик по дереву из Южной Норвегии, выходец из крестьянской среды, он создаёт собственный скульптурный ансамбль в столице, получает от городских властей прекрасное ателье и музей для своих будущих работ.
     Ответы на этот и другие вопросы можно найти в "Норвежских прогулках".
     Вигеланн предстаёт перед нами в книге Татьяны Чесноковой не только как прославленный скульптур.
     Мы видим и другие грани его таланта. Он был также мастером слова, поэтом, и даже его записные книжки, по свидетельству биографов, имеют художественную ценность.
     В конце книги публикуются некоторые стихи Вигеланна в переводе на русский язык.
     Книга "Осло. Фрогнер. Вигеланн" будет интересна самому широкому кругу читателей, которые  хотят познакомиться с  историей и культурой Норвегии и  Скандинавии в целом.