Владимир Паршуков __ РУССКОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
 Московский литератор
 №13 июнь-июль, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Владимир Паршуков
РУССКОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

     Монументальное искусство — самое трудное из пластических искусств. Его смысл, его стержень — в философском осмыслении главных сторон жизни человека — его радости и горя, его чувств, его отношения к любви.  Поэтому в разные времена, в разных странах самые сильные художники принимались за этот нелёгкий труд.  В 60-е годы в СССР взошла звезда двух выдающихся художников современности Леонида Полищука и Светланы Щербининой. Их творчество являет собой невиданную ранее свободу формообразования и пронзительной человечности, свобода  идей и пластики. Одни встретят это с радостью, другие со страхом. Многие работы были уничтожены. Но творческий гений, данный им Богом, погасить не удалось.
     И вот родилось, впервые в мире, невиданное и неслыханное. Вместо привычной панельной коробки — абсолютный синтез. Нет ни архитектуры, ни скульптуры, ни живописи — есть абсолютный синтез и того, и другого, и третьего, есть и поэзия, и симфония, и кинематограф. Все вобрала в себя гигантская кардиограмма — символ жизни, сжимающая пространство до невыносимой тесноты, когда страшно, трудно дышать, сердце болит за близких.  И разжимающая его,  когда есть облегчение и надежда на  спасение. Это судьба каждого человека живущего на Земле! Именно поэтому это самая большая мозаика в Европе (2000 м2) "Исцеление человека" — есть величайший генератор борьбы за жизнь человека и сострадание к нему.
     А потом эта гигантская кардиограмма пробьёт стеклянную стену учебного корпуса и рухнет на пол огромным столом, за которым усядутся все великие медики всех времён и народов, чтобы сохранить жизнь и помочь нам в беде. И родится самый большой в мире холст 6х45м  — "Консилиум".
     Они сотворили "Историю человечества" и гигантскую "Бегущую Олимпийку" в Ташкенте. Они сотворили мозаичную "Сургутскую Мадонну" ставшую святыней для огромного города. Они сотворили невиданной красоты огромные витражи в Институте кибернетики и институте океанологии АН СССР, в гостиницах Интурист Москвы и Запорожья, витражи "Победа" и "Пегас" во Дворце культуры в Уфе. Они открыли новое направление в искусстве Парсизм (от лат. Pars — часть). Они создали "Заседание ООН", " Красную пирамиду", "Лабиринт", "Реквием по народу Союза Советских Социалистических Республик", "Плач по Афганцу", "Предательство", "Террор" и многое другое.
     Бог создал две эти души и два тела для подвига. Один как пришёл с фронта в сапогах и гимнастёрке, другая в единственном потёртом платьице. Вот таких двух соединил Бог. Абсолютно свободные, поэтому абсолютно бесстрашные.  
     История не только о двух талантах, это история о мужестве и самопожертвовании, о правде и любви к людям. Я считаю, что нужно сохранить огромную духовную ценность этих работ — создать музей двух выдающихся российских монументалистов, Леонида Полищука и Светланы Щербининой.