Юрий Богданов __ «ПЕСНЯ МОЯ – ПРО РУСЬ...»
 Московский литератор
 №14 июль, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Богданов
«ПЕСНЯ МОЯ – ПРО РУСЬ...»
Тамара ПОТАПОВА. "Россиянка". — Рязань: "Литера М", 2018.

     Перед Вами, читатель, удивительная книга одарённой поэтессы Тамары Потаповой с точным, выстраданным названием "Россиянка".
     Редко можно встретить в современной русской текущей литературе такую поэтическую свободу, основанную на русском фольклоре.
     Уже с первого и до последнего стихотворения не оставляет нас ощущение таланта автора, не утратившего чувство любви к "малой родине" и всеобъемлющего чувства к великой России.
     Она остро ощущает себя той малой частицей России, без которой ей не жить на Земле:
      
     Ранним июльским утром
     росинкой сверкаю в траве,
     облаком перламутровым
     в бездонной плыву синеве.
      
     Ключиком родниковым
     из недр заповедных рвусь,
     я в песне — всего лишь слово,
     а песня моя — про Русь.
      
     Я — колос в поле пшеничном,
     иголочка в хвойном бору,
     и голос мой в стае птичьей
     приветно звенит поутру.
      
     Могу стать большой и сильной,
     и зёрнышком быть не стыжусь,
     ведь я родилась в России
     и этим всю жизнь горжусь!
      
     Этим стихам близко по тематике, ощущению, по духу стихотворение "Колокольная Русь", в котором есть такие проникновенные строки:
      
     …Колокольным звоном Русь пронизана,
     звоны эти — жизни зеркала.
     Знать, жива ещё моя Отчизна,
     если в ней звонят колокола!
      
     И летит над всей землёю русскою
     православной церкви торжество.
     Колокольчик возле тропки узкой
     с Русью колокольною — родство!
      
     От этого истинно русского стихотворения и рождается всё творчество Тамары Потаповой.  Её душа распахнута навстречу народной жизни.
     Стойкость характера поэтессы проявляется почти в каждом её стихотворении:
      
     …И сколько б судьба ни давала подножек,
     и гор золотых ни сулила она,
     родимый порог нам с годами дороже
     и данная Богом милей сторона!
      
     А всё оттого, что Тамара Потапова не на словах ощущает себя глубоко принадлежащей к своему роду-племени и чует это душой:        
      
     …Я русская, люблю свой край до боли,
     корнями предков истинно горжусь,
     мне дороги берёзки, речка, поле,
     воспетая в веках святая Русь…
     ……………………………….
     …Она вернула нас к истокам,
     фольклор — судьба и жизнь её,
     талант пророс в ней ненароком,
     но это зёрнышко — моё.
      
     Откуда всё это? Оказывается — из детства!
     Воспитание человека происходит не только в сию минуту, а закладывается ещё в генах, о которых мы хорошо знаем, но часто не придаём этому должного значения. Поэтому судьбы часто не складываются из-за недостаточного уважения к предкам и любви их к родным местам. А надо бы видеть и помнить, как у поэтессы:
      
     …Пахло там душистой земляникой
     и маслята прятались в тени.
     Колокольчик, ландыш и гвоздика —
     как мне с детства дороги они!
      
     Та сторонка мне всё время снится,  
     по тропинкам памяти скользя.
     Невозможно в детство возвратиться,
     но и позабыть его нельзя!
       
     Многие стихотворения связаны с образом отца: как отец играл на гармошке, как он любил музыку, как это передалось маленькой девочке и осталась в душе на всю жизнь.
     Здесь в стихотворении образ гармони приобретает широкое значение:     
      
     …Развернутся меха, словно души,
     только кнопки заветные тронь!
     Так отрадно гармошку послушать,
     на Руси не умолкнет гармонь!
      
     И вот возникает одна из главных тем книги: всему начало — семья, цементирующая не только любовь друг к другу, а объединяющая в единое целое и любовь к "родным просторам", и  "осеннюю грусть", и ещё много-многое другое, что окружает человека в жизни:  
      
     Передам любимым внукам всё душевное тепло,
     те семейные науки, что познать  мне довелось.
     И любовь к родным просторам, и дождей осенних грусть,
     и ромашки, по которым в сарафане ходит Русь.
      
     Поэтесса прекрасно чувствует, что внуки должны получить в жизни понимание образцы великого искусства, понять их, как понимает их автор.
     Вот как она говорит об этом в стихотворении "Память":
      
     …И мечталось и отцу, и мне,
     чтобы внуки тоже увидали,
     как поэт на розовом коне
     в облаках летит в святые дали.
      
     В эти "святые дали" можно "попасть" только тогда человек проникнется любовью к другому человеку через ту великую любовь, которая возвышает, одухотворяет, возносит душу в необъятные просторы вселенной:
      
     …И, как только обнимал меня мой друг,
     сразу в сказку превращалось всё вокруг.
     Дождь, серебряными нитями звеня,
     выткал свадебное платье для меня…
      
     А на днях и вовсе размечталась:
     слову тесно, мыслям же просторно,
     подбирать я ловко рифмы стала,
     а они всё сыпались, как зёрна.
      
     Собирала зёрна в спелый колос,
     вот сонеты, оды, рондо, стансы…
     Только слышу вдруг я внучкин голос:
     "Бабушка, проснись, пора на танцы!"
      
     Говорить о стихах поэтессы Тамары Потаповой можно бесконечно. Многие читатели могут это подтвердить и с удовольствием процитировать строчки,  понравившиеся им.
     Остаётся сказать, что книга получилась! Думается, что она займёт достойное место на полках наших любителей поэзии.
     В заключение хочется процитировать ещё одно стихотворение о люби, которое так и называется: "За любовь":
      
     Листопад завёл карусель,
     и октябрь наряжен, как гость,
     а на сердце звенит апрель,
     иль земная сдвинулась ось?
      
     Может быть, влюбилась я зря?
     Не даёт мне осень ответ,
     лишь под ноги бросил октябрь
     разноцветных листьев букет.
      
     Нам с тобой почти пополам
     дождь налил хмельного вина,
     никому тебя не отдам,
     за любовь я выпью до дна!