Светлана Замлелова __ «ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК МОЙ…»
 Московский литератор
 №14 июль, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Светлана Замлелова
«ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК МОЙ…»
Татьяна ПАРСАНОВА. "В унисон с дождями…". — М.: "Российский писатель", 2018.

     Книга стихов Татьяны Парсановой стала своеобразным творческим итогом для поэтессы. В книге собраны стихи не просто разных лет, но и разной направленности, разной тематики, разных жанров. По сути, это несколько книг под одной обложкой, объединённых авторским мировоззрением, талантом и темпераментом.
     Поэтесса щедро делится с читателем своими переживаниями и воспоминаниями, восприятием окружающего мира и философскими размышлениями о жизни. Искренность, доверительные интонации, с которыми автор обращается к читателю, сразу же, с первых страниц увлекают и ведут за собой до последней строчки.
     Книга разделена на семь условных глав. Но, возможно, читатель рассудит по-своему, ведь книга напоминает пламя и разлетевшиеся от него искры. Пламя — это стихи о любви, составляющие не просто большую часть книги, но даже своего рода роман из небольших стихотворений. Автор рассказывает историю женщины, пережившей сильное увлечение и разочарование; любовь для неё стала болезнью, а исцеление было тяжёлым и долгим. С самого начала лирическая героиня точно предвидит такой исход, но отказаться от любви она не в силах, а потому смиряется и живёт пусть и призрачной, но надеждой:
      
     …Распрощалась с гордостью. Покорная…
     Эшафот ли… Жизнь ли…
     Быть… Не быть…
     Мне теперь душою обнажённою
     В унисон с дождями голосить…
      
     Трагедия героини в том, что она, чувствуя неизбежную впереди беду, не может побороть своего чувства, не может заставить себя не любить, отказаться от своего возлюбленного. Она готова терпеть, ждать и прощать, лишь бы он был рядом, лишь бы и он не отказывался от неё. Хоть состояние это мучительно, и героиня сравнивает его с наркотической зависимостью, изменить что-то она не в силах. Но чувства хрупки и зыбки, и героиня понимает, что возлюбленный не любит её, что увлечение не перешло в любовь и что в своей любви она одинока.
      
     …Тебя мой пыл неугомонный огорчал.
     Воздушный замок мой
     твоим причалом не был.
      
     Наконец возлюбленный признаётся, что действительно давным-давно не любит её и что чувства его угасли. Лирическая героиня, одинокая и оставленная, погружается в состояние оцепенения, когда тьма из времени суток превращается во время года:
      
     …Изваяньем холода застыло
     Время года под названьем "тьма"…
     Я кому-то улыбаюсь мило,
     Просто чтобы не сойти с ума…

     Героиня мечется "раненой птицей", но изменить уже ничего нельзя, и всё, что ей осталось — это задаваться вопросами: зачем была эта любовь, как теперь жить?.. Она винит себя, винит возлюбленного, тоскует и ждёт, что он придёт хотя бы на час, продолжает на что-то надеяться и видит его во сне… Но он не приходит, и всё, что ей остаётся — воспоминания об ушедшей любви. Время, как известно, врачует любые раны, и понемногу лирическая героиня подходит к тому, что стоит сохранить в памяти всё лучшее, а боль и предательство забыть. И здесь начинается новая страница этого романа — пережившая разочарование героиня делится с читателем своими размышлениями о жизни и счастье, о душе и людях. Поскольку размышления эти выстраданы, то и звучат они особенно убедительно и даже внушительно.
      
     Повозкой бренной катит жизнь земная,
     Пока небес мы жаждем благодать.
     И всё-таки приходится признать -
     Создатели и ада мы, и рая…
      
     Постепенно место тревоги и тоски занимают тишина и бессонница, а героиня, преодолев отчаяние, предаётся мечтам о невозможной любви, думам о человеке и поискам формулы счастья — безмятежного и спокойного. Но прошедшее не ушло бесследно, как будто раздавив в душе чувства, поселив там лень и безразличие. Перебирая в памяти события, лирическая героиня подходит к вопросу о смысле жизни. И жизнь представляется ей чередой одинаковых событий, проходящих по кругу перед поколениями людей. Но размышления делают её мудрее, вдумчивее, научают относиться к происходящему с поистине философским спокойствием. Она прощает всех своих обидчиков и благодарит их за уроки. А чувства и мысли начинает записывать. Так появляются стихи. И героиня оживает, находя счастье в творчестве, в вере, в простых, не видимых прежде мелочах:

     …Утро распевкой встречает
     воробышек серый.
     Гроздья рябины,
     как щёки невесты, зардели…
     Кофе привычный… И мысль
     вдруг мелькнёт между делом —
     Сколько же счастья
     мы всуе с тобой проглядели…
      
     Да, жизнь тяжела, и человек не может быть всё время счастлив. Но есть простые, доступные каждому радости, есть Красота, есть Любовь, не имеющая ничего общего с наркотической зависимостью, а главное — есть стихи.
     Из коротких, в основном, стихотворений Татьяна Парсанова создала настоящий роман — о любви, о преображении души, о спасительной для любого человека миссии творчества. Именно эта часть книги доминирует и является смысловым её центром, остальные стихотворения кажутся производным этой главы. И даже строки, посвящённые друзьям, родителям, воспоминаниям детства и юности, русской природе, воспринимаются как чувства уже знакомой лирической героини:
      
     …Упало Солнце, как блестящий блин,
     В закат роняя золотые крошки.
     Черёмухой пропахший балдахин
     Раскинул Вечер за моим окошком…  
      
     Невозможно, да и не стоит пересказывать книгу в рецензии, раскрывая читателю все авторские задумки. Стоит лишь отметить, что книга Татьяны Парсановой, несмотря на многоплановость и некоторую пестроту, представляет явление цельное. Явление, отражающее богатый внутренний мир поэтессы, её поэтический дар, её вдумчивое отношение к жизни и окружающим людям, но главное — её горячее, искреннее сердце и чистую душу, то есть именно то, чего так не хватает в современной расчётливой и циничной жизни.