Станислав Ржеутский __ МАЯКОВСКИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
 Московский литератор
 №15 июль-август, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Станислав Ржеутский
МАЯКОВСКИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
19 июля 2018 года исполнилось 125 лет со дня рождения поэта Владимира Маяковского.

     «Любящие Маяковского — да ведь это династия!" — говорил мой брат, сам, конечно, не предполагая всерьёз, что так оно и будет. Что будут любить его поэзию те, кому уже за 80 лет, и те, кто "вступает ещё только в большую жизнь" (Л.В. Маяковская, книга "О Владимире Маяковском", М., 1971 год).
     Действительно, поэзии Маяковского свойственна удивительная страсть: сильное стремление в будущее! Время летит, но поэзия его жива и сегодня. Она продолжает свою большую и яркую, и уже не подверженную смерти жизнь.
     Внешне, казалось бы, что отшумели страсти вокруг его имени, что время, которое он называл "единственным судьёй" расставило всё по своим местам. Маяковский сегодня — это не только его стихи и поэмы, но и то, что пишут о нём исследователи, критики, мемуаристы. И хотя накал "страстей" сильно поубавился — изучение жизни и творчества Маяковского, "пути трудного и большого", продолжается.
     "Володя редко делился с нами своими проблемами, личной жизнью и, особенно, мало говорил о своём окружении, — вспоминала Людмила Владимировна. — Такие люди замыкают в себе страдания, переживания. Но сильные, глубокие натуры не умеют легко переживать. Да, перед Маяковским действительно очень остро встали проблемы: как дойти до читательских масс, до молодёжи, как сделать "сегодняшнюю поэзию — поэзией борьбы". Мне кажется, что на эти вопросы Володя ответил сполна. Но вот другая сторона этих переживаний — личное окружение поэта. Надо сказать, справедливости ради — и это признавал сам брат — оно было неудачным. Окружение Маяковского стихийно не возникало. Многие вели дружбу с ним в добыче славы и личном устройстве. Он часто скрывал от родных горькую правду о вымышленном "семейном уюте", будто бы полным любви и счастья, не хотел нас огорчать".
     О любви Маяковского действительно написано много, очень много! И всё что было в ней радостного и светлого, связывают прежде всего с одной женщиной: с Лилией Юрьевной Брик (рожд. Коган). Беспринципность ряда исследователей в оценке роли Л. Брик в личной жизни и творчестве Владимира Владимировича привела к тому, что из глашатая социалистической революции, поэта огромной страны, он превратился в жалкого детину — любовника, действующего по чужим наставлениям и образцам. Многочисленные архивные документы и публикации свидетельствуют: это горькая правда. Женщина, которая считала себя "вдовой Маяковского", пугала москвичей своими мини-юбками и безобразной старостью.
     Как известно, душа человека под старость выходит на его лицо, и тут трудно не согласиться с О. Уайльдом и его книгой "Портрет Дориана Грея".
     В многочисленных воспоминаниях о Маяковском Л. Брик повествует о сердечном внимании к юноше, который перешагнул порог их богемы ещё в 1915 году в Петрограде. Трудно судить, была ли эта встреча жаждущего любви и внимания молодого поэта?! Важным произошло то, что Л.Ю. и О.М. Брики (муж и жена — С.Р.) не оказались слепыми, и во взбудораженном юноше сумели оценить главное — талант В. Маяковского. Они увидели в нём заманчивую возможность в "выгодном союзе" создать для себя приватную жизнь. Это была их цель, она стала для них тайной профессией.
     Старшая сестра поэта Л.В. Маяковская приложила много усилий, дабы очистить личность брата от налёта ложных сенсаций и недомолвок, искажающих образ Маяковского.
     Благодаря этому, мы теперь хорошо разобрались в том, что представлял из себя теоретик "Лефа" — О. Брик, и первая переводчица теоретических работ Гросса Л. Брик.
     С их лёгкой руки за Маяковским надолго укрепилась репутация малодушного неврастеника, которая, по словам Л. Брик, и явилась причиной самоубийства поэта.
     Не сомневаемся, что время ещё разберётся в том, чья рука вложила в руку Маяковского пистолет. Кто стрелял наповал? Бикфордов шнур одиночества дотлел, и трагедия закончилась взрывом.
     Гибель Маяковского, как утверждают некоторые исследователи, выглядит перед лицом поколений трагической случайностью. Как часто о ней толкуют, но почти нигде не раскрываются её причины. Уж слишком глубока в создании надежда, что вина эта не только его. Разобраться в этом необходимо, и вот почему. Утверждение о том, что будто бы Маяковский под конец своей жизни пришёл в противоречие с тем, что воспевал — ложное и абсурдное.