Юрий Носовский __ ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ!
 Московский литератор
 №18 сентябрь, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Носовский
ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ!

     75 лет назад, 21 августа 1943 года Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) издали постановление об организации суворовских военных училищ. Ныне эта традиция не только прижилась — но и приумножилась. Ещё бы — ведь её корни лежат и в дореволюционной России, и в куда более далёкие времена мировой истории…
     Непосредственным "виновником" создания суворовских училищ стал генерал-майор (спустя 8 дней после этого повышенный до генерал-лейтенанта) Красной Армии — и "по совместительству" граф и генерал-майор армии царской, Алексей Игнатьев. Непосредственно на полях сражений он воевал, правда, ещё в русско-японскую войну — но военным дипломатом и учёным он был преизрядным. Чего стоит одно награждение его орденом Почётного Легиона, самой высшей награды Франции, опять же, в его самой высшей степени, "командорской".
     Вообще, Алексей Алексеевич известен идеей не только вышеупомянутых училищ. С его "подачи" приблизительно тогда же советские офицеры стали носить погоны — хотя до этого презрительным словечком "золотопогонники" именовали лишь "беляков" времён Гражданской войны. Есть сведения о проекте Указа даже о признании царских орденов, полученных за военную доблесть в дореволюционное время — правда, он проектом так и остался.
     Конечно, такие радикальные изменения всего один, пусть и незаурядный, человек вряд ли смог бы "пропихнуть" — тем более, во времена, когда даже за меньшее можно было получить обвинение в "контрреволюции". Но с началом Великой Отечественной высшее руководство СССР во многом переосмыслило предыдущий опыт Советской власти, для более эффективной борьбы с врагом начав опираться не только на коммунистическую, но и патриотическую идею.
     Отсюда — и разрешение на фактическое возрождение Русской православной церкви, и ликвидация в армии института "комиссаров", и учреждения орденов имени великих полководцев Российской империи, и те же "золотые погоны"…
      
     Собственно, и "буква" Постановления СНК и ЦК ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации", гласящая о том, что суворовские училища создаются в первую очередь для воспитания детей-сирот, чьи родители погибли от рук фашистских оккупантов, отражала суть новации далеко не в полной мере.
     Ведь в чём-чём — но в нерадивом отношении к "беспризорникам" и просто сиротам  Советскую власть обвинить было сложно. С этим явлением было покончено ещё в 20-х годах, кстати, благодаря усилиям в первую очередь детища Феликса Эдмундовича Дзержинского, грозной ВЧК. Кадры которой потом не в последнюю очередь черпались как раз среди таких воспитанников — беззаветно преданных идеям своих фактических спасителей и воспитателей. И делалось это в условиях куда большей разрухи, чем в годы Великой Отечественной. Так что и сироты с освобождённых территорий тоже без заботы бы не остались — их определили бы в обычные детские дома, кормили бы, одевали, учили.
     Однако "отец" будущих "суворовцев" граф Игнатьев не зря был воспитанником Пажеского корпуса. И задумал воспитание "детей войны" не просто в обычных "сиротских приютах" — но в учебных заведениях с армейским уклоном, готовящих выпускников к поступлению в военные училища, для подготовки будущих офицеров.
      
     Вообще, традиция такого воспитания теряется в очень далёкой истории. Формально, первые кадетские корпуса и училища появились в Пруссии в конце XVII века. Но, вообще, идея о том, что будущим воинам обычное семейное воспитание идёт на пользу далеко не всегда, зафиксирована в гораздо более древние времена.
     Пожалуй, до логического конца она была доведена в древней Спарте — где всех мальчишек в 7 лет изымали из семей и отправляли в разновозрастные отряды, жившие в весьма суровых условиях практически без помощи взрослых. Последние, в лице наставников, осуществляли лишь общий контроль над подрастающим поколением, обычно через назначенных из числа подростков командиров — да проводили периодические "экзамены", как, например, на умение мужественно переносить боль во время длительной порки на алтаре богини Дианы.  
     На Кавказе у ряда населяющих его народов существовал обычай, когда, как минимум, старших сыновей часто отправляли подальше, поручая заботам брата отца и его жены — хотя и заботившихся о племяннике, но, все же, не так сильно и порой слепо, как родная мама. Ну а британская традиция воспитания сыновей даже высшей аристократии во вроде бы элитных, но очень жёстких по дисциплине и тамошним порядкам (граничащих с откровенной "дедовщиной") закрытых колледжах, успешно действует до сих пор.
     Именно подобные подходы и были положены в основу организации и суворовских училищ в СССР. Правда, время от времени, они менялись. Так, количество данных заведений, поначалу лишь 11, постепенно возросло — потом опять снизилось. Однако уже в 50-х-60-х годах сам срок обучения там снижался — с первоначальных 7 лет до сначала 3-х, а потом — и двух.
     То есть, в середине 60-х училища имени знаменитого российского полководца из почти что аналогов дореволюционных кадетских и пажеских корпусов, где дети воспитывались с самого нежного возраста, превратились в этакие "военные ПТУ", ну или в подобие "военных техникумов", куда поступали ребята после 8 классов, имея уже "незаконченное среднее образование".
      
     Тем не менее, после распада СССР суворовские училища, как минимум, на российской территории, вновь вернулись к 7-летнему курсу обучения — с поступлением ребятишек от 10 лет.
     И в этом, пожалуй, и состоит самое интересное и оптимистичное в современном российском "кадетстве".
     В самом деле, в обычной молодёжной среде служба в армии особой популярностью не пользуется. Конечно, по опросам социологов, 40% считают её "необходимой для настоящего  мужчины", а ещё столько же — допускают оную в качестве необходимости в случае угрозы Родине.
     Но, в общем, ещё с советских времён традицией призывников на сборных пунктах, ещё даже не принявших присягу, является выцарапывание на всем, что попадётся под руку, заветной аббревиатуры "ДМБ" ("дембель", демобилизация) — с присоединением года будущего возвращения на заветную "гражданку".
     А тут тысячи совсем ещё мальчишек и девчонок (в некоторые заведения принимают и "слабый пол") мечтают стать "кадетами" в суворовских училищах, президентских кадетских корпусах, других подобных заведениях — не только Минобороны, но и МВД, ФСБ и некоторых других структур. Причём, конкурс туда доходит до 5 (в самые престижные — и до 13) человек на место.
     Тяга к романтике? Но за 7 лет суровые будни способны убить любую романтику — если в основе желания учиться в "военной школе" лежит только она. Однако по статистике после окончания СВУ и кадетских училищ выбирают себе карьеру офицера до 90% юношей и девушек! Колоссальная цифра, если подумать — ведь среднемировой (и, увы, мало чем отличающийся от неё российский) показатель дипломированных выпускников ВУЗов, работающих по полученной специальности, обычно не превышает всего четверти! Остальные "переподготавливаются", или, гораздо чаще, идут в "менеджеры широкого профиля", сиречь "офисный планктон", где котируется диплом чуть ли не по любой специальности, лишь бы было высшее образование.
     Также уместно заметить, что в студенты идут уже относительно взрослые юноши и девушки, и обретённая свобода — в выборе, чем заняться после занятий, возможности "амурных дел" и проч. — обычно становится неплохой компенсацией некоторой потери комфорта, даже если им приходится жить во время учёбы в общежитиях. Ну а кто становится студентом ВУЗа в родном городе — для тех годы учёбы становятся, по большому счёту, всего лишь продолжением "счастливого детства" школьных лет.
     И для желающих стать офицерами есть относительно лёгкие пути. Не обязательно даже в военное училище после средней школы поступать. Вместо этого можно заключить контракт с военной кафедрой обычного гражданского ВУЗа. И после от силы года (в общей сложности — с перерывами) обучения офицерской премудрости (в условиях скорее "спортивного лагеря", нежели казармы), получить заветное звание. Правда, таких офицеров на военном жаргоне нередко называют "пиджаками", намекая на их слишком уж гражданские привычки и прошлое — но, в принципе, это ничуть не мешает таким специалистам делать военную карьеру.  
     А тут — даже не подростки в "переходном возрасте", часто стремящиеся вырваться из-под опеки родителей — а самые что ни на есть 10-летние детишки отправляются в, фактически, казарму. Причём, в отличии и от спартанских мальчишек, и даже от многих дворянских детей, не имевших выбора в своей судьбе, нынешние российские ребята такой выбор имеют. Но все равно идут — несмотря на понимание, что там их ждёт не только романтика, но и наряды, почти полный контроль даже после занятий, далёкая от маминой стряпни пища в столовой и прочие практически армейские будни. К тому же не засчитывающиеся в "выслугу лет", подобно годам обучения в военных училищах — об этом пока только обещают подумать на самом верху…
      
     Так ради Чего все это?! В советское время, по крайней мере, лейтенант имел оклад за должность и звание от 250 рублей в месяц, в то время, как начинающий учитель-врач-инженер — всего от 110. Ныне же заработки, что на "гражданке", что в армии для большинства специалистов сравнимой квалификации и уровня образования практически сравнялись. Так что если кто хочет заработать сразу и много — ему куда выгоднее попытать счастья в бизнесе, а то и просто в офисе крупной фирмы, желательно в столице. Или уехать на заработки куда-нить в Тюмень.
     Наверное, это и есть патриотизм… Настоящий, чистый, лишенный даже малейшего подозрения в неискренности — ввиду однозначно добровольного выбора и верности следования ему долгие годы и десятилетия, практически, всю жизнь. С пониманием, что "платить" за этот выбор придётся не только фактическим лишением обычного, "нормального" детства — но и, если придётся, риском для жизни в случае необходимости применения своих военных знаний по прямому назначению.
     Потому что, как говорили герои культового советского фильма "Офицеры": "Есть такая профессия — Родину защищать!". И выбор этот делают те же ребята, которых навязчивая масс-культура вот уже почти 30 лет пытается превратить в "поколение "Пепси" — и прочих потребительских кумиров западного образа жизни.
     Так, может, и не так уж правы те, без иронии патриотические деятели, которые скорбят о "нарастающей духовной катастрофе"? Всё-таки, ещё полсотни лет назад суворовских училищ в СССР было чуть больше десятка — и учились там подростки от 15 лет. А ныне в России общее число средних учебных заведений "силовых" структур доходит едва не до полусотни — и поступают туда 10-летние дети.
     Пожелаем же удачи будущей элите нашей армии  — защищающей будущее нашей Родины. Да и, как знать — возможно, и будущей элите нашего государства тоже…