Владимир Силкин __ ДОБРОТА
 Московский литератор
 №19 октябрь, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Владимир Силкин
Поэт, лауреат Государственной премии России
ДОБРОТА
О книге для детей Владимира БОЯРИНОВА "Медведь с мышкою дружил"

     Где живёт доброта? Конечно же, в сердце, — скажет читатель. И будет по-своему прав. Но доброта разлита во всём сущем.
     Вот и у замечательного поэта Владимира Бояринова она поселилась в каждой строчке,  в каждой мысли, в каждом образе новой книги "Медведь с мышкою дружил", и каким-то чудесным образом оказалась в самом неожиданном месте:
      
     Шёл мужик бедный,
     Нашёл кувшин медный.
     А в кувшине три лягушки
     Под гармонь поют частушки.
     Хочешь — слушай  да смотри,
     Только с кашей не свари.
     ("Чудеса в кувшине")
      
     Мастер художественного  слова не только пронизывает взглядом старинный сосуд, не только видит в нём живых существ, но и слышит в их исполнении задорные частушки; не только просит нас прислушаться к распеву, но и предупреждает чью-то охотку нечаянно сварить озорных музыкантов  с кашей. Это ли не проявление природной доброты, свойственное неунывающим мудрецам, видящим окружающий мир во всей его полноте?
     И таких золотых крупиц, предупредительных и важных благопожеланий в книге известного русского поэта, лауреата многих престижных премий, обладателя  общественных и государственных наград и званий Владимира Бояринова, не меньше, чем в кувшине зёрен.
     Недавно мне посчастливилось читать неопубликованные  произведения для детей этого замечательного поэта,  прозаика, переводчика, публициста, общественного деятеля. Они уже вышли в третьем номере  журнала "Московский Вестник". Скажу откровенно, давно не испытывал такого наслаждения от знакомства, которое получил от рассказа "Медведь". Как будто вдохнул в себя глоток озона, навеянного народными сказами, и по-новому взглянул на мир глазами ребёнка.
     Недавно я возвращался поездом в Москву. Попутчиками  оказались молодые родители с мальчишкой пяти лет. Мы молчали, а он сопел над альбомом и что-то рисовал. Потом осторожно подвинул своё творение  мне.
     — Кто это? — поинтересовался я.
     — Бычок Ромка, — ответил малыш. Он у бабушки живёт.
     — А давай мы с тобой выучим стишок,  и следующий раз ты расскажешь его Ромке. Три раза я повторил с ребёнком шесть строчек:
      
     Был когда-то бык бычком
     И питался молочком.
     Нагулял бычок бока,
     Вырос в крепкого быка.
     Вот что значит быть бычком
     И питаться молочком.
      
     И мальчик запомнил их и пообещал процитировать Ромке.
     Вспомнил это потому, что есть  бычок и  у Владимира Бояринова. Только этот "упрямый бычок" — внук Дима, который не хочет идти в сад.
     Дед Егор увещевает, грозится пойти в сад сам и рассказать ребятам о нежелании внука общаться с ними. И поэт достигает необходимого результата, мальчик собирается и просит:
     Не надо про этого самого
     Про бычка упрямого…
     Вообще книга "Медведь с мышкою дружил"  состоит из таких строк, таких сравнений, которых всегда мало. Особенно в сегодняшней детской литературе. Да судите сами:
      
     Плачет курочка рябая,
     Плачет курочка хромая —
     Переломана нога
     Чуть повыше сапога.
      
     Или вот это, "Кино и домино":
      
     Не так давно,
     Не так давно
     Играли крысы в домино.
      
     Литература немыслима без антропоморфизма — перенесения человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на сверхъестественных существ, на абстрактные понятия. Всем этим  виртуозно владеет Владимир Бояринов, умеющий добиться необходимого результата приданием прямой разговорной речи и птице, и животному и даже неодушевлённому предмету. И мы верим ему, видим и слышим то, что он изображает. У него свой способ передвижения, своя колея для езды в неведомое, которое называется высоким словом Поэзия.
      
     Сам я смастерил карету,
     Мне не помогал никто.
     А куда на ней поеду —
     Знает только дед Пихто.
      
     Поэт продолжает свой полёт в неизведанные дали по чудесным просторам и погоняет своего Пегаса так, как того требуют традиции  классической детской литературы и русского фольклорного наследия. Желаю всем вступающим в жизнь, вместе со мной порадоваться новой  книге Владимира Бояринова, стать добрее и мудрее.