Сергей Грачев __ ИЗБРАННОЕ ВРЕМЕНЕМ
 Московский литератор
 №22 ноябрь, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Сергей Грачев
ИЗБРАННОЕ ВРЕМЕНЕМ
Геннадий КАРПУНИН. "Опрокинутое время". Избранные стихотворения. — М.: "Голос-Пресс", 2018.

     В издательстве "Голос-Пресс" вышла в свет книга избранных стихотворений поэта и прозаика Геннадия Михайловича Карпунина.
     Его судьба тесно связана с Подольском: родился в подмосковной Щербинке, где и окончил школу. В конце 1980-х работал в газете "Подольский рабочий", затем в еженедельнике "Пахра".
     В середине девяностых вышли его первые книги.
     Произведения Геннадия Карпунина печатались в московских изданиях: журналах "Москва" и "Наш современник", в "Литературной газете" и многих других.
     В новую книгу "Опрокинутое время", изданную в серии "Современная русская поэзия", вошли стихи, написанные в разное время: в советскую, перестроечную и постперестроечную эпохи.
     Времена менялись, "опрокидываясь" в прошлое, выворачивая действительность, выявляя изнанку социума. Изменилось всё: реалии быта, взаимоотношения людей, лексика — подобные временные "срезы" особенно надрывно чувствуют и отображают поэты.
     В этом году Геннадию Карпунину исполнилось 60 лет, и многое из прошлого теперь кажется ему "незначительным, мелким", как он говорит в предисловии.
     Возможно, автор прав, но читателю самому предстоит понять, что ближе его сердцу, душе.
     На мой взгляд, в стихах 1970-х есть своё очарование юности.
     К светлой лирике этого периода относятся стихи "Июнь", "Август", "Мелькают быстро степи за окном…".
     Написанное в 1977 году стихотворение "Воскресение" — не просто мастерски наполненный метафорой пейзаж, его можно было бы назвать "У истоков зари", настолько векторно устремлены поэтические строфы от горечи утраты в рассветное будущее.
     "Непрошенный вихрь" в стихотворении "Декабрь" быстро проходит, потому что сердце лирического героя 1970-х наполнено юношеским огнём. И соловьиные трели, и звезда над кипенью сирени в "Мае" тоже близки и дороги герою.
     Так или иначе, от радостной лирики советского периода, через надлом перестроечного безвременья, когда "Словно кто-то чужой полоснул по живому…" ("Что-то стало не так…", 2016 г.), — поэт погружается к современному горьковатому осознанию происходящего.
     И если в ранних стихах Геннадия Карпунина ночное звёздное небо ассоциируется с чем-то светлым и прекрасным, то в поздних оно приобретает и другое значение: становится символом дороги не только в рай, но и в ад.
     И в пейзаже "Река горела предзакатно…" звезда уже не сказочный "маленький фонарик", она падает — "Как весть, знакомая до боли, // Как знак Небесного суда". И луна на небе в другом стихотворении висит, словно маска глубокой скорби.
     Чудовищный настрой нервов на запад и безнравственность в 1990-е годы творчески воплотился у автора в такие стихотворения как "Ночной портье", "Ниночка", "Бродяга", "Она жена крутого бизнесмена", "В папиной поношенной кожанке…".
     Тут и маргиналы, и "новые русские", и мечты героев о красивой жизни в Париже, и авторский протест против цинизма и огламуривания.
     От юношеской романтической пылкости, когда всё вокруг наполнено светом ("Мелькают быстро степи за окном…", 1977 г.), поэт приходит к вере в Бога, в великое предназначение России.
     Ряд стихотворений сборника посвящён друзьям автора, его близким людям, в том числе писателям — тем, кто шёл рядом по жизни долгие годы.
     Иных уж нет… Да, мир меняется постоянно, иногда опрокидываясь в сознании и судьбе одного человека, но иногда — становясь всеобщим испытанием.
     Всё как в жизни, поэтически осмысленной и воплощённой Геннадием Карпуниным в новом сборнике стихов "Опрокинутое время".