Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь
  С ЮБИЛЕЕМ, ДРУГ!


С ЮБИЛЕЕМ, ДРУГ!

Виктор Пронин - это имя мы в последнее время встречаем все чаще на экране телевизора, в титрах фильмов, на обложках книг. Прогремел и остался в памяти фильм "Ворошиловский стрелок", подробно снятый по роману Виктора Пронина "Женщина по средам". Несколько недель мы смотрели сериал "Гражданин начальник" - по циклу романов "Банда", да и самой "Бандой" зачитывались не один год. Сейчас московское издательство "Эксмо" начинает выпуск собрания сочинений писателя в пятнадцати томах, не первое уже собрание сочинений, не второе. Миллионные тиражи книг Виктора Пронина говорят о популярности устойчивой и заслуженной. Среди авторов детективного жанра у Виктора Пронина репутация человека, который пишет свои книги сам, без помощи наемных бригад литературных рабов и поденщиков.
Виктору Пронину исполнилось 65 лет, и мы поздравляем нашего друга и коллегу с этой датой! Здоровья тебе, Виктор Алексеевич, новых книг и читательской любви!
Наш корреспондент встретился с юбиляром и задал несколько вопросов.

- С чем встречаете юбилей, Виктор Алексеевич?
- Скорее не с чем, а с кем... С друзьями, самыми близкими мне людьми.
- Больших торжеств не будет?
- Какие торжества... Соберемся в Немчиновке, посидим, приготовим шашлык, выпьем чего Бог пошлет... Так примерно.
- ...и поговорите о литературе. Вы сами-то удовлетворены сделанным за предыдущие шестьдесят пять лет?
- Знаете... Скорее да, чем нет. Я же закончил горный институт, некоторое время работал по специальности, два года провел на Сахалине, в областной газете.
- А как вышли на криминальный жанр?
- Как-то из озорства написал небольшой детектив, отослал по почте в журнал "Человек и закон", тот еще "Человек и закон", который выходил тиражом пять миллионов экземпляров, а потом - девять миллионов... Детектив понравился, но его не взяли, взяли меня, в штат. Редактором отдела литературы. И я не то шесть, не то семь лет писал криминальные очерки для журнала...
- И набрались материала на всю жизнь?
- Нет, так нельзя сказать. Криминал семидесятых годов отличается от сегодняшнего, как небо и земля, Я получил другое, может быть более важное - я для себя установил систему взаимоотношений суда и прокуратуры, милиции и суда, следствия и адвокатуры... А зная все это, можно выстраивать любые схемы.
- Но накладки случаются?
- Вы помните, по какой статье посадили в замок Дантеса, героя романа "Граф Монте-Кристо"?
- Понятия не имею!
- И правильно. Вам это не нужно. Роман не об этом, не о субординации правовых чиновников во Франции двести или триста лет назад. Дюма написал о человеческих взаимоотношениях, о возмездии и справедливости, о подлости и великодушии. А о субординации хорошо написано в справочниках, комментариях, инструкциях.
- Кстати, ваш роман "Женщина по средам" о том же? Возмездие, подлость, великодушие...
- Совершенно верно. Вечная тема. На премьеру фильма "Ворошиловский стрелок", снятого по этому роману, Станислав Говорухин пригласил всю Государственную думу, в полном составе. Так вот, когда мой главный герой в исполнении Михаила Ульянова начинает одного за другим отстреливать подонков, которые изнасиловали его внучку, после каждого его выстрела в зале раздавались аплодисменты, как раньше писали, переходящие в овации. Аплодировали все фракции независимо от политических и прочих пристрастий.
- Да, фильм показали по телевидению, наверно, по всем каналам не менее десяти раз и, кажется, нет в стране человека, который бы его не видел.
- Учитывая популярность фильма, "Эксмо" издало роман несколько раз уже под названием "Ворошиловский стрелок". Я, естественно, не возражал. 
- Виктор Алексеевич, так что же такое детектив? Пособие для преступников, наука выживания или все-таки литература?
- Или пособие для нормальных людей? Или наука для выживания преступников? Вопрос можно повернуть как угодно. Высоколобые и мудреные литературоведы, например, могут задавать его так: "А литература ли это вообще? Или кроссворды, чайнворды и шарады для ленивого ума?" К слову, они подобными вопросами задавались и раньше. Но сегодня к критикам присоединилась и часть читателей, среди которых при слове "детектив" модно делать "фи", дескать, низкое чтиво для неразвитого ума. Кстати, никто из подобных критиков мне так толком и не смог объяснить, где проходит грань, отделяющая чистые интеллектуальные произведения от менее чистых. Снобизм и лукавство все это. Помню, раньше, когда детектив днем с огнем было не сыскать, и продавались они лишь из-под полы своим людям, эти самые ценители высоких жанров как раз их и скупали. Причем с превеликим удовольствием. Хочется мне напомнить им и о том, что два самых признанных, самых почитаемых писателя мира - Шекспир и Достоевский - писали... и детективы. Детектив по своей роли в современной жизни, по влиянию на умы, по тиражам - это высокая литература. Детектив - из тех жанров, которые, если можно так выразиться, обречены на популярность. Повышенный интерес к ним был всегда - и во времена Эдгара По, и во времена Конан Дойля с его Шерлоком Холмсом, и во все иные. Конан Дойль и не подозревал, что его рассказами будет зачитываться весь мир, а толстенные книги о спиритизме, которым он отдал большую часть литературной жизни, безжалостно канут в Лету. 
Наш российский детектив гораздо содержательнее, умнее, литературнее, нежели детективы Чейза, Гарднера и прочих зарубежных корифеев. Они пишут болванки для кино с тайной надеждой, что их детектив снимут, и они получат большие деньги. Литература же их не интересует. А наши писатели не уклоняются от анализа общего состояния общества, его криминализации, бандитизма на дорогах, воровства, продажности и коррупции, заказных убийств. Поэтому общественный интерес и повернут сейчас к этой литературе. Именно на детектив легла сегодня основная работа по освещению всех проблем общества - нравственных, психологических, социальных.
- Можно объяснить интерес к детективной литературе среди читателей разных социальных слоев, имеющих разное образование, разное воспитание, еще и тем, что детектив - неоднороден. Есть иронический детектив, есть милицейский роман, есть повести, в которых главное действующее лицо - частный сыщик, есть криминальная драма. Читатели, надо отдать им должное, наловчились в невероятном изобилии авторов и названий находить на книжных прилавках именно "свое". 
- Жаль только, что много появилось детективов слишком уж безграмотных. Ни имен авторов, ни названий книг называть не буду, но не удержусь, приведу пару образчиков "современного стиля". В одном детективе герой (цитирую дословно): "неожиданно раздраженно закончил свое возмущение". В другом: "в комнату вошел мужчина с проявившимся на его лице возмущением" и т.д. О мате я уж и не говорю. Особенно неприятно встречать его в книгах, написанных женщинами. Одно утешает, не все печатаемые детективы такого низкого уровня. И слава Богу! Потому что именно детектив сегодня призван тащить тяжелый литературный воз. И тащит! Пройдем по электричкам - что люди читают? Детективы.
- Но их так много!
- Потому что их издают, их покупают. К сожалению, в детектив сегодня кинулась всякая случайная публика. Милиционер вышел на пенсию - пишет повествование о своих "ментовских" буднях. Прокурор считает необходимым оставить воспоминания из прокурорской жизни. Пишут какие-то служивые люди, чиновники из МВД, судов, колоний общего и строгого режима, бывшие заключенные. О художественном уровне этих произведений говорить не приходится. Но это не писатели. Это авторы. Выпускают по 5-6-9 книг в год. Мне рассказывали в издательстве об одном таком авторе - очень популярном, может быть, самом популярном, так вот, он приносит в год девять романов. Девять! Только вдумайтесь в эту цифру! Не всякая машинистка успеет перепечатать за год такое количество текста. Раньше, при Советской власти, детективы не могли выйти в свет без разрешения специального отдела МВД, занимавшегося рукописями, в которых каким-либо образом упомянута милиция. Было ли это цензурой? Возможно. Чего греха таить, детективы тогда действительно приветствовались несколько розовые, милиция в них представала образцом служебного долга и нравственной чистоты. Но было в тех детективах и немаловажное достоинство - они были грамотными с точки зрения следствия, криминалистики, закона. 
- Рискую вызвать на себя гнев яростных защитников свободы слова, но все же выскажусь - среди печатающихся нынче детективов слишком много вредных, слишком много таких, которые романтизируют бандитскую жизнь, законы зоны. От них исходит зло. Молодые незрелые умы, неокрепшие души - восприимчивы и легко подвергаются такой обработке.
- Так нельзя ставить вопрос - всех под одну гребенку не причешешь. Один напьется - гармошку берет, второй напьется - к топору тянется, третий - спать ложится. Так же и читатель. Нельзя всех одним аршином мерить. Один, читая детективы, думает: "Ага, можно еще и таким образом магазин ограбить". Второй делает иной вывод: "Вот, оказывается, как можно скатиться на самое дно". Третий вообще тут же забудет, о чем читал. Поэтому говорить, что на детективах молодежь учится совершать преступления, избегать наказания, прятать следы, нельзя. Каждый в одном и том же описанном факте находит что-то свое. Говорю же, кто - к гармошке, кто - к топору.
- Из хороших и из плохих детективов?
- Что значит хороший детектив? Для меня таковым является мастерски написанный с литературной точки зрения. Если в нем нет характеров, психологии, но очень здорово расписано, как проскочить под колючей проволокой или взломать сейф, то как назвать такой детектив? Это разные взгляды, разные точки зрения. Мне нравятся детективы того же Эдгара По, Сименона, немногие - у Агаты Кристи. Там обоснованы характеры, поступки. 
- Виктор Алексеевич, а сколько у вас всего книг?
- Не знаю. Сознательно не считал. Ни книг, ни тиражей. Так, на всякий случай, из суеверия. Знаю, что изданий где-то около двухсот. Вышел пятитомник в Латвии, двухтомник в Литве, отдельные издания - в Китае, Болгарии, Австрии, Германии. Наш детектив медленно, но пробивает себе дорогу на Запад, хотя там к нашим проблемам равнодушны. Чем живем, о чем пишем, что читаем - их мало интересует.
- Зачем же тогда издают?
- Может, из любопытства? Некоторым, немногим все-таки удается пробиться сквозь скорлупу безразличия западного издателя. Но есть и "сверхудачливые" - сидят в Нью-Йорке и пишут для России. На каждой странице мат, ругань, водка. Судят о том, чего совершенно не знают. Но полагают, что снабжают нас духовной пищей. Нет! Идет оплаченная работа по развращению самой духовной нации мира.
- Литература, как и жизнь, изменяется. Какую вы видите тенденцию детектива?
- С проникновением коррупции во все властные органы, с еще большим неприкрытием, а то и бахвальством, сращивания бизнеса с государством, как это происходило в США, когда чиновник - он же и миллионер, русский детектив станет изощренней и интереснее. Сейчас станут популярны не те детективы, где убили, зарезали, изнасиловали, а те, в которых выявлен преуспевающий бизнесмен или всенародно любимый политик в неблаговидный делах. Здесь и поле деятельности для интеллектуального ума, и внедрение в самое сердце очередной "Банды". 
- А первую свою книгу помните?
- Конечно! Это забыть невозможно. Она вышла в Днепропетровске в издательстве "Промiнь". Маленькая книжечка, в три печатных листа, мягкая синяя обложка, называлась она "Слепой дождь". К моменту ее выходы я уже был на Сахалине, там в это время свирепствовал тайфун, сугробы поднимались на уровень второго этажа, а тут посылка из Днепропетровска, прислали мне несколько экземпляров. О, это был праздник! Мы с другом купили по этому случаю бутылку шампанского - все остальное при тайфунах расхватывается мгновенно. Но стоило нам вынуть пробку - все вино выплеснулось наружу, окатив нас с головы до ног, как салют! Видимо, это была хорошая примета. Потом эта маленькая повесть издавалась во многих сборниках, хотя, честно говоря, я не считаю ее своей удачей.
- Будут новые фильмы?
- Киношники думают над продолжением сериала "Гражданин начальник", есть люди, которые хотят снять сериал по "Брызгам шампанского", но ничего определенного пока сказать не могу.
- Совсем недавно у Вас вышла "Банда-7"... Будет восьмая, девятая?
- Нет, седьмая была последней. Что будет дальше - жизнь покажет, но на сегодня - седьмая "Банда" последняя. Я попрощался с героями в конце книги, погоревал и поблагодарил за службу, все они выжили, уцелели, никого не сразила бандитская пуля... Каждому приготовил подарок. Может быть, еще встретимся...
- А что на рабочем столе?
- Самый тяжелый вопрос... Лежит на столе пачка чистой бумаги, заправил новую ленту в пишущую машинку (я ведь работаю по старинке), хожу вокруг стола, собираюсь с духом... Хочу сделать что-то чуть в стороне от криминала, чуть в стороне.
- Успехов Вам, Виктор Алексеевич! Как говорят ваши герои - побед на всех фронтах!
- Спасибо! Буду стараться.
Беседовал Виктор Крамаренко

На днях в правлении МГО СП России состоялось награждение почетным дипломом 1-ой степени "Золотое перо Московии" известного русского писателя, признанного мастера криминального романа Виктора Пронина в честь 65-летия.
Диплом вручил председатель правления Московской областной организации СП России Л.К.Котюков. 
На вручении присутствовали главный редактор "Московского литератора" И.Ю.Голубничий, зам.гл.редактора "Московского литератора" М.А.Замшев, председатель фонда "Традиция", известная телеведущая и актриса Татьяна Судец, зам.председателя правления Профсоюза писателей России Ю.В.Коноплянников, секретарь правления МОО Союза писателей России Г.Б.Осипов, заместитель гл.редактора журнала "Служба кадров" Н.Е.Соляник, руководитель информационно-аналитической службы МПО ОАО "Газпром" В.Э.Дорофеев, спец.корр. газеты "Новости Подмосковья" Ю.К.Баранов, профессор Военного Гуманитарного Университета Д.Я.Харитонов, руковолитель Лито г.Рошаль В.М. Зеленский, члены редколлегии журнала "Поэзия" Е.Н.Бузни, В.В.Крамаренко и другие.
Сердечно поздравляем нашего друга с почётным званием.

Главному Литературному
Авторитету России
в области криминального романа
Виктору Пронину
в честь его 65-летия

Пусть не Герой России он,
Но скоро будет узаконен.
Не Пронин - русский Сименон,
А Сименон - французский Пронин!

Лев КОТЮКОВ

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru