Марина Замотина __ «НА БЕЛОМ ПОЛЕ НОВОГО ХОЛСТА…»
 Московский литератор
 №4 февраль, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Марина Замотина
«НА БЕЛОМ ПОЛЕ НОВОГО ХОЛСТА…»
Лара ФЕЛИСИОН. "После всех времён". — М.: КЦ "Фелисион", 2018.

     Очередная книга Лары Фелисион приурочена к юбилею. Книга в такой год — и нужное, и важное, и просто интересное дело. Это вообще — событие. Правда, немного беспокойное. Ведь это своего рода подведение итогов, пусть промежуточных, но всё равно.
     Понятно, что невозможно включить в одну книгу всё, что было создано не за один год творчества. Тогда надо замысливать собрание сочинений. Но для этого время ещё не пришло. А как собрать лучшее? По какому принципу отобрать произведения? Ну, с рубриками Лариса справилась безусловно. С оформлением — тоже. Её видение своего литературного творчества меня всегда восхищало. Не всё, пожалуй, я воспринимаю однозначно. Но — сколько людей, столько и мнений. Своего не стану навязывать.
     Лариса пишет так:
      
     На белом поле нового холста
     Я выращу цветы и возведу строенья.
     И будет жить оно, моё цветенье,
     Игрою цвета, трепетом листа.
      
     Именно так Лариса и поступает — создаёт свой художественный мир в мире своей поэзии. Оформление своей книги — другая сторона её творческой личности, уникальная и необычная.
     Критики не перестают нас убеждать, что мы сегодня живем в эпоху литературных репутаций, нахально пытающихся заменить собой собственно литературу. Опросы и рейтинги, шорт-листы — большие и малые. Премии и награды. Выступления и рецензии.
     У Лары Фелисион тоже есть литературные премии и награды, но её нежелание об этом лишний раз упоминать вызывает уважение. Читатель ведь сам может оценить творчество автора. И совсем не важно, вошёл он в "лист" или нет. Мне важно — возьму ли я книгу с полки во второй, в третий раз. Буду ли возвращаться к творчеству поэта? Если в ней (книге) то, что дорого мне, о чем я никогда не задумывалась, но это тоже — как и поэта — меня волнует и восхищает?
     Вот я и нашла объяснение своей нерасторопности. Мне всё время хочется что-то перечитать…
     В новой книге у Лары Фелисион совсем не праздничное настроение. Наоборот, она склонна к размышлениям и созерцанию:
      
     Осень, осень растянула
     Шлейф туманов и дождей
     И стоит усталым мулом
     В свете тусклых фонарей
      
     Но это, скорее всего, идёт от юбилейной даты. Как я её понимаю! И моему настроению так созвучны строки:
      
     Чем дальше в жизнь уходят годы,
     Тем драгоценней каждый день.
      
     Лариса не прочь остаться один на один со своими мыслями. Потосковать. Помедитировать. Погрустить, погоревать, попечалиться, поскулить, поныть. Томится она в своём уединении. Но никак не унывает.
      
     Что же мне совсем не спится,
     Всё смотрю, смотрю в окно.
     Где парит седая птица,
     Чем-то схожая со мной.
      
     Не от горя, не от беды, как мне кажется, приходит к ней меланхолическое настроение. И слава Богу! Наверное, хочется чего-то большего. Что-то не сложилось, не получилось: “Биться бабочкой нет причин,/ Проще сразу упасть пыльцою.
     Но ведь время еще есть. Хотя позади уж точно осталось больше годков, чем ждёт нас впереди. Время прошло как бы вдруг, неожиданно. И с этим приходится примириться: “Я жду, но что? Кому расскажешь / Все таинства своей души…”
     Но… Повторюсь в поэзии Лары Фелисион нет скорби, горести, уныния. Из меланхолического настроения она плавно перебирается в будущее: “Чтоб вновь за осенью усталой / Сугробом захрустел январь…”
     Лариса часто говорит о дожде. И это тоже — настроение: “Сегодня день дожди накрапал / И притушил кленовый жар”.
     Или: “Настойчив дождь и беспокоен, / Бьёт по стеклу — терпи, окно…”
     Или:
      
     Дождь безучастный
     В тёмные окна стучит.
     Будит тревогу.
      
     Зная Лару Фелисион не один год, мне хотелось свои рассуждения о её новой книге начать словами: "И жить торопится, и чувствовать спешит". Из стихотворения "Первый снег" (1819, опубл. 1822) Петра Андреевича Вяземского (1792-1878).
     Но эти слова применимы к образу самой Ларисы, но никак не к её книге.
     Мы привыкли видеть её деятельной, энергичной, отзывчивой. А ведь никто не знает, что таится в её душе. Точнее, то, что таится — отражается в её поэзии. И вот здесь она и не торопится, и не спешит. Наоборот, за внешним образом яркого руководителя, энергичного человека скрывается ранимая душа душе тонко чувствующего человека.
     В поэте важно увидеть не умение рифмовать или грамотно складывать буквы в слова и размещать на странице строфы. Таких умельцев сейчас много, и традиционно "балующихся" стихосложением творцов, и ловких программистов, пишущих правильные программы. И ведь здорово всё получается!
     Но нужны ли нам красивые слова? Или удачно подобранные строчки? Поэт — в первую очередь личность, чем нам и интересен. Но это такие прописные истины, о чём даже говорить-то стыдно. Кто этого не знает?
     Лара Фелисион — Личность. Человек, в жизни которого как у всех есть радости и печали, удачи и неприятности. Но не всем дано передать своё видение мира так ёмко и трогательно
     Не могу сказать, что новая книга полностью раскрывает характер поэта. Многое остается недосказанным. Но вот стремление Ларисы познать мир объясняют следующие строки:
      
     Учусь не ждать, учусь не верить,
     Надежды я учусь чураться,
     Чтоб с этой жизни не сорваться,
     Учусь другою мерой мерить
     Своё почти существованье,
     Своё почти очарованье,
     Своё почти остепененье,
     Своё почти остервененье...
      
     Что ещё? Я так понимаю, что прежде чем писать абстрактные картинки, надо освоить классику. В этом смысле у Лары Фелисион "школа" есть. Да и в плане издания книги она с уважением и бережно относится к слову, к грамматике, к синтаксису.
     Лара Фелисион в поэзии — человек не новый. В новой книге — обширная лексика, многообразная ритмика, и звукописи достаточно. Её поэзия живая, невероятно ощутимая визуально. Согласитесь, вот оно: "Синее небо плавает в старом пруду…" Или: “Льняное полотно зимы / Москва уже поизносила”.
     В новую книгу Лара Фелисион включила и прозаические зарисовки, которые мне особенно близки. Я их воспринимаю как мазки художника краской по холсту. Но не случайные наброски, а осмысленно созданные мастером композиции. Элегантные. Легкие. Мудрые.
     В поэзии есть другое — читаешь главу и как будто смотришь семейный фотоальбом незнакомой семьи. Видишь старые фотографии, и сердце сжимается: “Свет где-то там вдали, / Свет там, в чужом окне”.
     А может быть, и так: “Жмётся ночь к домам ослепшим, / Тянет дымку горизонт”.
     Время ушло, но жизнь продолжается. Ничего не вернуть. Но есть стихотворения Лары Фелисион, возвращающие нас в прошлое "в зеркале старом трещинки линий судьбы".
     Новая книга Лары Фелисион только философски-ностальгическая. Есть главы — посвящения, есть японские сонеты. Обо всём не рассказать сложно, как невозможно кратко отметить все достоинства её поэтического дара.
     Скажу лишь об одном. Лариса — большой мастер удачных сравнений: “Синица желтою черешней / На ветке зреет поутру...”
     Или: “Лапы прибоя выше гуляющих дам”.
     Вот еще удачный пример: “Туда, где оживает тишина, / Росою светлячковой под луною”.
     И это, по-моему, удачно: “Ночь, развязав поясок,/ Сбросила платье”.
     Оцените: “Окна выцвели огнями,/ В лунную глядят зеницу”.
     И наконец: “Стекло отражает заката кипящий круг”.
     Примеров приводить можно много. Лара Фелисион поэт (и прозаик) яркий. Самобытный. Пропускающий счастье и боль через свое сердце.
     В ее сердце действительно сходятся и конфликты жизни, и ее мирное течение. Но порой нюансы бытия волнуют нас куда больше, чем громкие потрясения.
      
     Всё живо сменой сил и смыслов,
     Всё применимо в жизни к ним
     И пламенеет солнца нимб
     Свои разбрасывая искры…
     А мы живём, а мы летим…