Наталия Будур __ ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД ИРИНЫ ТОКМАКОВОЙ ОТКРЫТ В ЦДЛ
 Московский литератор
 №5 март, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 

     


Наталия Будур
ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД ИРИНЫ ТОКМАКОВОЙ ОТКРЫТ В ЦДЛ

     «Токмаковский»  юбилейный год в был открыт 7 февраля в Малом зале ЦДЛ, который так любила Ирина Петровна и в котором время остановилось.
     Здесь проходили её творческие вечера и съезды СП, в которых она всегда принимала самое активное участие.
     Ирина Петровна долго время была членом бюро детской секции МСПС, а потому ведущими вечера стали Марина Анатольевна Замотина и Александр Петрович Торопцев.
     Марина Анатольевна вспомнила свою совместную работу не только в Союзе писателей, но еще и общие писательские проекты — в том числе, и известную книгу перескахов для детей "Повести Земли русской" и "Повесть временных лет".
     А Александр Торопцев рассказал о ярких и полных дискуссий заседаниях жюри первых конкурсов имени Сергея Михалкова, где Ирина Петровна была председателем.
     В зале была организована выставка первоизданий книг Ирины Петровны, которую подготовила её единственная внучка и наследница Лидия Васильевна Токмакова.
     Издательство "Малыш" в лице главного редактора Ольги Альбертовны Муравьевой и Михаила Михайловича Салтыкова порадовало всех известием о готовящейся юбилейной книге стихов ИП с иллюстрациями Льва Токмакова.
     С Малышом Ирина Петровна "выросла" как писатель, это издательство было её любимым — и Олю Муравьеву Токмакова всегда называла величайшим профессионалом, прошедшим путь от младшего редактора до топ-менеджера.
     Сценарий вечер был построен так, чтобы показать юбиляра с разных сторон — и как прозаика и поэта, и как друга и наставника, и как общественного деятеля и переводчика.
     А вот другая Ирина — Ирина Николаевна Арзамасцева — рассказала об Ирине Петровне как о непримиримом борце за права детей и детской литературы. Когда было надо, тихий и очень спокойный классик могла пойти в бой и непременно одержать победу — как это случилось в 90-е, когда само существование детской литературы стояло под угрозой, в Минобразования, где Токмакова призвала к созданию "полиции нравов" в связи с выходом детского приложения к газете "СПИД-инфо".
     Ольга Ионайтис повеселила зал рассказом про предложение нарисовать нового Чебурашку, пирожки от Ирины Петровны и свою роль Красной Шапочки. Она также вспомнила,  что Токмакова никогда не критиковала художников, иллюстрировавших её книги, а относилась к ним с большим уважением и добротой, стараясь помочь найти нужные образы.
     Главный редактор одного из немногих успешных сейчас журналов для детей Екатерина Рощина заинтриговала историей спасения пересказов Шекспира, которые сделала Ирина Петровна и которые вышли отдельной книгой только благодаря публикации в "Детской роман-газете".  
     Наталия Будур выступила на фоне вручения И.П. Токмаковой Государственной премии Президентом и рассказала о том, как Ирина Петровна ездила на приём в Кремль, а затем вместе с Ангелиной Бржевской поиграла с залом в цитаты от Токмаковой.
     Для многих совершенно неожиданным был рассказ исполнительного директора Ассоциации "Растим читателя" Анжелы Лебедевой  о международной деятельности И.П. Токмаковой и её участии в конференциях IBBY и заседаниях МАИДЛа. Юбиляр была дипломированным филологом, блестяще говорила на нескольких языках и достойнейшим образом представляла нашу страну по всему миру.
     Ангелина Бржевская представила созданный ею ролик с уникальными фотографиями из личного архива семьи Токмаковых, отобранными Лидией Васильевной Токмаковой.
     Дарья Жданова (Бибилиотека РАЕН) и Евгений Конюхов (Музей МХАТа) смогли взять интервью у Софьи Леонидовны Прокофьевой, расшифровать аудиозапись и скомпоновать его в нужном для вечера формате и с актерским мастерством прочитать его. СЛ и ИП были не просто подругами, но и соавторами (ими написан не один десяток пьес) и соседями по даче в Абрамцево. И их рассказ был одним из украшений вечера.
     Приводим тут отрывок с разрешения С.Л. Прокофьевой:
     "В 1963 году я лето проводила на даче в Абрамцеве, и вот туда ко мне приехала Ира. Мы с ней писали тогда пьесу " Финист — ясный сокол". С большой радостью работали... Я прекрасно помню Ирино впечатление первое от Абрамцево. Когда она вдохнула этот воздух особый Абрамцевский и ощутила особенную природу Абрамцево, — к тому же не стоит забывать, что это было особенное творческое место — Абрамцево, которое и мне и Ире было удивительно близко духовно. Это было как бы наше какое-то особое существование там. Абрамцево нас питало. И работалось там совершенно замечательно.
     Ира приехала ко мне и привезла с собой клетку с канарейкой. Мы выходили в сад, выносили эту клетку. Канарейка, ослепительно жёлтая, прыгала и скакала по жердочкам. К ней каждый день прилетала птичка-синичка и необычайно ею интересовалась. И это был какой-то тандем. И я говорю:
     — Ир, смотри, Абрамцево даже птичек соединяет, не то что двух писателей!
     И вот мы начали работать над "Финистом — ясным соколом".
     Что я хочу сказать, мы с Ирой очень добавляли друг друга. Дело в том, что я по характеру — сюжетчик, я люблю острые сюжеты, хорошо закрученные, с интригой. У Иры другое дарование — она любила слово, и слова любили её. Они к ней приходили как подарок, как какое-то событие, явление, просто какие-то удивительно красивые слова, свежие. Она удивительно освежала каждую строчку написанную. Она привносила туда чистоту и свежесть. И я это очень ценила..."
     А вот художника Вадима Челака зал чуть не сбил с толку. Вадим интересно рассказывал о своем знакомстве и семейной дружбе с ИП, а за его спиной тем временем на экране шло слайд-шоу иллюстраций к "Ветру в ивах". Мы не только слушали Вадима, но и бурно реагировали на его остроумнейших персонажей — и в какой-то момент Вадим растерялся и спросил: "Вы смеётесь — что-то не так?" И в ответ услышал ответ "хором": "Всё так! Рисунки замечательные!"
     Потом были незаявленные в сценарии, но от этого не менее интересные выступления Татьяны Коти, Дины Плюс и Юрия Курнешова.
     А потом присутствующие обнаружили, что два с половиной часа пролетело незаметно и пора расходиться...
     Но год Ирины Петровны только начинается…