Юрий Рыченков __ СВЕТ ДУШИ СЕРГЕЯ ГАЗИНА
 Московский литератор
 №6 март, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Юрий Рыченков
СВЕТ ДУШИ СЕРГЕЯ ГАЗИНА
Сергей ГАЗИН. "Тенистые аллеи". Стихи. — М.: "Рипол-Классик", 2015.
     Я хорошо знаю Сергея Газина как лирического поэта… В моей библиотеке имеются его книги, я перечитал книгу стихов "Тенистые аллеи". В стихотворении "Я вижу край земли обетованной…" мне встретилась строчка: "Во мне горит огонь воображенья…". Я как бы заново открыл для себя этого автора. Так бывает: чтобы оценить что-то в полной мере, необходимо тщательно вглядеться. Вгляделся и я, и обнаружил интересного, самобытного поэта, искреннего в разговоре с читателем.
     Быть разнообразным — отличительная черта поэта. Отметил я невольно и большое разнообразие тем, и яркость впечатлений в стихотворениях Сергея Газина. И прежде всего — это тема Родины, любви к земле, родному краю. Как проникновенны строки стихотворения "В берёзовой роще":
      
     Заблужусь меж берёз —
     где же наша деревня?..
     Буду долго искать, где запряталась Русь.
      
     А с каким откровением написаны строчки, которые дышат русской стариной:
      
     Снежные вершины — купола России,
     Любоваться ими можно целый век,
     Зимние седины — в золоте красивы,
     Сколько бы ни падал с неба новый снег.
      
     В книге много стихов, в которых поэт трепетно признаётся в любви к Родине. Вот только некоторые строки: "Я люблю белоснежье родное…"; "Ночь серебристая чудна; / Россия — снежный изумруд…"; "Мы русские люди с рожденья, / И нам не забыть о России…" Часто это признание опосредовано с очарованием сиюминутного момента (например, стихотворение "Утро"), родного и оттого неповторимого: "В поредевшей темноте / Вижу белый свет берёз, / В тихой ранней немоте / Слышу крик сгоревших звёзд…". Тема родины близка, наверное, всем большим русским поэтам. В стихотворении "Мужество" А. Ахматовой, написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России. Слово "Родина" и для Сергея Газина не абстрактное понятие, и главное, что из него вычленяет поэт — это "слово", главное духовное наполнение и смысл понятия. Не зря и стихотворение называется "Родина":
      
     Я восхищаюсь русским словом,
     Оно с рождения со мной —
     Родною речью очарован…
      
     Совершенно отдельная тема —  стихи Сергея Газина о войне военного человека, в которых ярко раскрывается мир его душевных потрясений и переживаний. Как истинный профессионал, досконально знающий предмет, Сергей Газин, в полной мере используя стилистический приём "автология", рисует живые картины с полей сражений.
     Редкий приём в поэзии: у него даже названия стихотворений предельно приближены к содержанию: "Штурмовик "ИЛ-2"; "Мёртвым солдатам не снится война…"; "Танк "Т-34"; "Бомбардировщик "ТУ-16".Вот только одна цитата: "Разила фрицев трёхлинейка / И побеждал трёхгранный штык — / И таял дым над деревенькой, / Когда врагам настал кирдык!.."
     И в настоящий момент поэт страдает вместе со всем русским народом: "Я болен горем Украины, / Где смерть приходит холодна… / Сожгли враги дома дотла… / И стонут раненые люди, / И плачут камни и зола…". И как настоящий воин-патриот не может не предупредить:
      
     Народ наш добрый и доверчивый
     И любит всех, кто к нам с добром, —
     Кто меч поднимет опрометчиво —
     Получит русским топором!
      
     Поэзия — высокая сфера правды, добра и красоты… "Но что же поэзия, как не чистая высшая награда?" — пишет Жуковский Вяземскому:
      
     "…поэзия небесной
     Религии сестра земная; светлый
     Маяк, самим Создателем зажженный,
     Чтоб мы во тьме житейских бурь
     не сбились
     С пути…"
      
     Как бы следуя сказанному, продолжая традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле, Сергей Газин предельно откровенен. Что стоят начальные слова стихотворения "В храме": "Остановись, подумай о себе, / И с Вечностью себя соотнеси…". Или строки стихотворения "Хмурое утро": "Но кресты православные, кровь согревая, / С куполов шлют надежду, сияя во тьме". Невозможно не улыбнуться, представив себе картину стихотворения "Московская осень":
      
     Улыбнутся глаза
     Золотым куполам,
     Закружит ветерок
     Под звенящий мотив.
     Упадёт вдруг слеза
     Прямо с неба на храм,
     И взовьётся листок,
     Богу душу открыв.
      
     Любовь к родной природе красной нитью проходит через все лирические произведения Сергея Газина. Она близка чувствам и переживаниям его героев. Но всегда ли поэтический язык способен выразить тот восторг, что охватывает человека перед вечно-прекрасными картинами природы? В его стихотворениях природа не просто одушевленная, она живая: "В щедрых привольных просторах / Солнце бежит босиком". Какая нежность, какая любовь в словах поэта, когда он говорит об истинно русской красоте:
      
     Плачут берёзки застенчиво,
     Чтоб не услышал никто.
     Зябко… Стоят недоверчиво
     В лёгоньких белых пальто.
      
     Совмещение, слияние с окружающим миром входит в замысел поэта. Все вокруг него в движении: "Облетает с берёзок листва"; "С неба льётся мерцающий свет". Все вокруг живет: "В морозном воздухе снежинки / Неслышно падают в тиши…". Красота и поэтичность слов и сравнений передают и красоту окружающего мира: "Взбив с утра подол подушки, / Лес закутался в туман…". Они помогают поэту передать то необычное состояние, когда природа и человек едины, когда человек буквально сливается с окружающим его миром.
     Вкладывая свою душу в таинственную "душу" природы, поэт смог найти необходимые слова, чтобы передать всю прелесть окружающего мира. Любовь к природе у Сергея Газина органично переплетается с любовью к женщине. Но я намеренно не буду подробно останавливаться на этой теме, которая требует отдельного исследования, отмечу лишь прекрасную развёрнутую метафору из стихотворения "Я люблю восторг свободы…":
      
     Рассмеюсь весёлым ветром,
     Разгуляюсь в облаках,
     И, резвясь, с небесным светом
     Заискрюсь в твоих глазах.
      
     Сергею Газину не чужды и философские сюжеты, и размышления о вечных вопросах художественного восприятия. Вот, например, рассуждения о вечной теме любви:
      
     И за пределами ума
     Я восхожу на пик Безмолвья, —
     И гибнет напрочь в сердце тьма,
     И сердце полнится любовью.
      
     Или, например, афористическое выражение из стихотворения "Мгновение": "Воспринимаю жизнь — мгновеньем!..". Эфемерность времени поэт ощущает особенно остро: "Бегу вперёд, и это не забава — / Я не вернусь в сегодня никогда!.."; или: "Не поймать во веки время, / Сколь мгновенья не лови".
     Согласимся с Н.Г. Чернышевским в том, что "Поэты — руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее". Всё это в полной мере относится к поэзии Сергея Газина.