Юлия Александрова __ ДВА РАССКАЗА
 Московский литератор
 №6 март, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Юлия Александрова
ДВА РАССКАЗА
     ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ
     Лика медленно шла по улицам родного города, вдыхая аромат осенних листьев. Ей часто приходилось бывать с гастролями в разных городах, но ни в одном из них не пахло так, как здесь. И это не удивительно, ведь это был её родной город. Город радостных воспоминаний детства и юности. Она приезжала сюда  один раз в год — на даты памяти родителей. Хотя мама умерла на год раньше отца, умерли они в одном месяце, и эти даты были совсем близко. Но на дворе стоял октябрь, а не январь. Что же привело её вновь в этот город? Вечер встречи выпускников! Кто-то бросил клич в "Одноклассниках", и, как ни странно, многие решили  приехать в школу. И, как поётся в песне, захотелось им ещё раз пройти "по тихим, скромным этажам, где прожито и понято немало".
     По периметру школьного забора стояло большое количество красивых иномарок. Были здесь и "немки", и "американки", и "японки". Встреча выпускников —  событие поистине огромное для маленького провинциального городка на берегу широкой Волги. Хотя река уже казалась не такой широкой, как в детстве. Да и город сильно изменился: многие старые здания ушли в небытие, появились новые дома, а точнее, коттеджи. Веяние времени: жители столицы давно облюбовали этот тихий уголок, чтобы время от времени сбегать сюда от суеты мегаполиса и посидеть с удочкой, покататься на лодке, сходить по ягоды или грибы.
     К счастью, родную школу не перестроили, а только перекрасили, и превратилась она из грязно-жёлтой в ультра-голубую. А внутри всё осталось таким же: серые каменные ступеньки, по которым они первоклассниками носились, как угорелые, когда в поле зрения не было учителей, туалет, где по-прежнему сияла белизной раковина, купленная её отцом взамен той, которую она разбила в третьем классе. Они с девчонками прыгали в "резиночку", и Лика оперлась на раковину, чтобы выпрыгнуть из высокой позиции, а раковина возьми, да упади, не выдержав испытания на прочность. Вспомнилось, как однажды мучилась она у доски в пятом классе на уроке географии, не в силах отыскать на доске какую-то реку, и как в шестом классе мычали они с одноклассниками два урока подряд, чтобы убрали противную математичку, не умевшую толком ничего объяснить. А вот и знаменитый кабинет физики, где их учитель однажды попросил девочек-семиклассниц прийти в зимний день в белых фартуках и полил всех водой из огромного шприца. Лика уже не помнила, что это был за опыт, но ощущения мокрого платья в памяти засели крепко. Так же, как и боль от удара деревянной указкой по спине за подсказку своему другу на уроке биологии в  девятом классе. А нос, конечно, помнил запах хлора, которым её заставили подышать любимые одноклассники во время урока химии уже в десятом, выпускном….
     Лика медленно шла мимо дверей разных кабинетов, вдыхая запахи памяти, и видела себя школьницей. Но, будучи актрисой, она прекрасно понимала, что ещё минута-другая, и она увидит не тех мальчишек и девчонок, с которыми вместе ходила в школу, а сильно постаревших, умудрённых опытом взрослых людей. Но вот, открыв дверь кабинета русского языка и литературы, она замерла на пороге: перед ней сидели и стояли те самые школьники, несмотря на свои седины и расплывшиеся фигуры. Многие бросились к ней, целовали, обнимали, говорили, что она всё такая же. Лика улыбалась, радуясь комплиментам. Кто-то протянул ей бокал шампанского.
     Шампанское, вина, соки стояли батареей на учительском столе, за которым когда-то сидела их бывшая классная руководительница. Парты были сдвинуты буквой "П". На них источали свой аромат закуски: пироги, салатики, нарезка. В кастрюльках дымились картошечка и мясо — это постарались те, кто остался жить в городе. Лика привезла плюшки. Именно их помнили все её одноклассники. Как же давно она их не пекла! Без мужа и детей, жила она только работой. Но какой! Служила в областном театре. Была одной из самых востребованных характерных актрис. В её репертуаре роли и комедийные, и трагедийные. А в последнее время всё больше матрон приходилось  играть. Однако, несмотря на весьма благосклонное к ней отношение главного режиссёра,  расползаться всё же не хотелось, вот и забыла, как плюшки печь — пришлось перед поездкой свои кулинарные записи искать.
     Лика приехала в школу одной из последних. Когда появились ещё двое, сели за столы. Староста класса взял на себя роль тамады. Пили за дружбу, которая с годами почему-то стала крепче: народ начал списываться в соцсетях, общаться по скайпу, по телефону. Им уже не нужно было ни в чём соревноваться. Господь указывает человеку только его путь, и потому каждый уже чего-то достиг в жизни: один преуспел в бизнесе, другой создал крепкую семью, третий реализовался в творчестве. Научились радоваться чужим успехам. Класс уже пережил две потери (за один год один парень погиб, другой умер от наследственной болезни), и это как-то сблизило остальных. Стали переживать друг за друга. А ощущение того, что за тебя волнуются близкие друзья, дорогого стоит!
     Во время вечера к Лике подсела подруга детства. Их судьбы были абсолютно разными. Закончив школу, Лиза, как и Лика, уехала поступать в один из московских вузов, но была отчислена после первого курса за несданный экзамен по математике. Устроилась на фабрику, а по воскресеньям ходила в парк Горького на танцы,  где и познакомилась с будущим мужем, выходцем из Тамбовской области. Был он на четыре года её старше, уже отслужил в армии. Встречались они год, потом сыграли свадьбу. Жили в семейном общежитии. Когда родился первенец, отвезли его родителям, ибо жить с маленьким ребёнком им было просто негде. Потом Митя получил комнату от завода. Привезли от родителей первого. Родился второй сын. Лиза получила комнату от фабрики. Вот так и попали они в коммунальную квартиру, заняв две комнаты. И всё бы хорошо, да Митька пить стал по-чёрному. Жили они в разных комнатах: Митя в одной, а Лиза с детьми в другой. Не жизнь, а сказка: чем дальше, тем страшнее! Утром отводила младшего в садик, старшего в школу и бегом на работу. Вечером в обратном порядке — сначала забирала старшего с продлёнки, потом они вместе шли за младшим. Несмотря на беспробудное пьянство мужа, дети всегда были ухожены и накормлены и выросли порядочными людьми. Только вот высшего образования не получили. Однако профессию приобрели, семьи создали, да и уехали к жёнам. Муж её в один прекрасный момент пить бросил и ушёл к другой, предварительно отсудив свою комнату.  Сменив много мест, Лиза в конце концов потеряла работу. Родители её умерли, и она, сдав свою комнату в Москве, вернулась в родной город ни с чем: без семьи, без образования и без работы. А чтобы свести концы с концами, убиралась за копейки в чужих домах.
     Лика же рассказала подруге о сыгранных ролях. Казалось, она прожила уже много жизней. Была удостоена звания "заслуженная артистка России", но не кичилась этим. Сказала, что приглашали в кино, но ей по душе ближе театр, ибо только здесь можно каждый раз играть по-разному и  нельзя фальшивить, так как всё её нутро выступало против фальши. На вопрос Лизы, почему у неё не сложилась личная жизнь, Лика лишь улыбнулась и сказала: "Jedem das seine!"  Она не считала себя неудачницей, просто  "каждому — своё!" Это действительно большая редкость, когда человек делает карьеру и при этом имеет хорошую крепкую семью. Стоит только зациклиться на одном, как тотчас же начинаются проблемы в другом.
     Немного пошептавшись, подруги вернулись за общий стол, однако Лика заметила, как с лица Лизы слетела та победоносная улыбка, с которой бывшая подруга пришла на вечер встречи. А потом были танцы, где бывшие одноклассники оторвались по полной программе, вспомнив свои школьные дискотеки. Вечер пролетел как один миг. Не хотелось расставаться, но хорошенького понемногу. Ребята всё убрали и разошлись, пообещав не теряться и держать друг друга в курсе своих дел.
     Когда Лика вышла из школы, направив свои стопы на вокзал, её переполняла радость. Радость встречи с детством и юностью, из которой можно черпать силы для новых ролей. Она была почему-то уверена, что на её улице скоро наступит праздник, и она обретёт семейное счастье, ибо, наконец, нашла ответы на некоторые мучавшие её вопросы. После встречи с Лизой Лика, пожалуй, в первый раз почувствовала себя победителем, а не побеждённой, ведь, как говорила её мудрая бабушка: "Выйти замуж не напасть — как бы замужем не пропасть!" С этими ощущениями Лика села в поезд, который повёз её к новым свершениям.
     А Лиза вернулась в пустую квартиру, и вскоре класс узнал ещё об одной потере.
      
     МОСТ
     Саша с детства любила этот мост. Её часто водил сюда отец. Они стояли над водой и смотрели, как быстро течёт в реке вода. По воде плавали разные листики-кораблики, а Саша перебегала от одного места к другому, чтобы посмотреть, благополучно ли прошла их навигация под мостом. Это было наивно, по-детски, но Саша ничего не могла с собой поделать.
     Её отец был инженером-строителем. За свою рабочую биографию он спроектировал немало мостов, но этот мост был его любимым детищем. По счастливой случайности именно папин проект выиграл тогда, много лет назад, конкурс (тендер — как сейчас принято говорить). Сделанный из металлических конструкций, он казался таким лёгким, что у многих возникало ощущение: ещё немного, и он улетит в небо. Но мост крепко стоял на земле, соединив два берега единственной в городе реки.
     Папин мост давно стал Сашиным другом. Он знал все её тайны. Когда Саше хотелось прогулять уроки, она бежала на этот мост. Сюда она часто приходила со школьными подругами. С годами у неё появилась примета: если она приведёт на мост какого-нибудь человека, и погода не изменится, значит, это  "её" человек. А если поменяется к худшему — "чужой".
     Когда она в первый раз пришла сюда со своей закадычной школьной подругой, то не поверила своим глазам: небо, бывшее с утра прозрачно-голубым, вдруг стало тяжёлым и серым. Подруга предала её в выпускном классе. Саша прощала людям многое, но никогда не прощала лжи и предательства. Для того чтобы повысить свой авторитет в глазах одноклассников, Сашина подруга наврала о бурно проведённом лете. Именно эта ложь и расколола чашку дружбы. Дважды девушки пытались склеить её, но трещина всё равно осталась.
     Папиному мосту доверила Саша своё первое свидание. В первый день учёбы в институте она познакомилась с первокурсником. Они отстояли длиннющую очередь в библиотеке: нужно было получить стопку учебников. Он вызвался её проводить и приволок всю эту кипу к Сашиному дому. Сашу тогда сильно поразило его благородство — ведь у него самого было столько же.
     На следующий день он уже ждал её после занятий. Саша предложила ему пойти к реке. Но как только они взошли на мост, начался не просто дождь, а ливень. Они быстро убежали, чтобы не вымокнуть насквозь. Но примета опять сбылась — недолго они встречались.  И в её памяти остался лишь маленький букет из осенних цветов — жёлтых и коричневых бархоток и красных сальвий. Он был , пожалуй, единственным ярким пятном в их отношениях.
     Своего первого мужчину Саша встретила, к сожалению, далеко от дома. Окончив институт, она отдыхала с подругой на Балтийском побережье. По приезде в Ригу они отправились вечером в ресторан: им очень хотелось посмотреть варьете. Это отличало продвинутую Прибалтику от консервативной российской глубинки. После шоу девочки зажигали на танцполе. Их — таких весёлых и озорных — заметил симпатичный русоволосый бородач. Вечер получился замечательным, а ночь для Саши стала и вовсе незабываемой.
     Однако когда этот человек приехал к ней в город месяца два спустя, мост его отверг. Она очень хотела сводить его на папин мост, но этого не смогла сделать: на мосту произошла авария, и его с обеих сторон перекрыли до выяснения всех обстоятельств.
     Авария в Сашиной личной жизни произошла чуть позже: родители не отпустили её в Ригу к её новому знакомому: он был старше её на одиннадцать лет, разведён и без высшего образования. Но именно его запомнила Саша на всю жизнь.
     "Своего" человека Саша встретила позже и тоже благодаря мосту. Однажды она торопилась на работу и, перебегая через этот мост, подвернула ногу. Сколько раз папа ей говорил: "Поспешай, но медленно!" Но разве слушаем мы своих родителей?! Нам всё время кажется, что мы сами умные, а родители ничего не смыслят в жизни. На её счастье человек, который шёл ей навстречу, оказался очень галантным и помог ей добраться до её офиса даже в ущерб собственному времени.
     Для того  чтобы выразить свою любовь, существуют разные языки. Это и язык слов — когда мы говорим человеку, насколько он нам дорог, и язык подарков — когда мы дарим человеку то, что ему обязательно понравится, не задумываясь о цене, и язык времени — когда у нас появляется потребность проводить с человеком всё больше и больше времени…
     С момента этой встречи на мосту Саша будто бы купалась в любви. Её новый знакомый окружил её таким вниманием и заботой, что перед подобным натиском не устояла бы ни одна женщина. Он дарил ей огромные букеты цветов, заваливал подарками — от плюшевых мишек до золотых украшений — и  всё время водил её то на концерты приезжих знаменитостей, то в рестораны. Впервые Саше было хорошо, несмотря на довольно деспотичный характер её кавалера.
     Букетно-конфетная стадия продолжалась недолго — месяца три. После этого Сашин друг сделал ей предложение, и вскоре они поженились. Почувствовав своё превосходство над ней, её муж постепенно начал диктовать ей свои условия. Первым требованием совместной жизни был уход Саши с работы. Как ни пыталась она отстоять своё право на независимое место под солнцем, он не оставил ей выбора. Теперь Сашиным уделом стала забота о доме и муже. Она научилась неплохо готовить и всегда была готова к приёму гостей мужа. Это были такие же бизнесмены, как и он сам. Разговоры за столом сводились к его работе, обсуждению ситуации на рынке и совместному  хобби — охоте. Все друзья Сашиного мужа были заядлыми охотниками.
     Вначале Саше казалось, что они свои хищнические инстинкты переносят только на бизнес. Но со временем поняла: эти люди — охотники во всём, а те, которых они встречают на пути, — их жертвы. Спустя три года совместной жизни Сашин муж стал подолгу задерживаться на работе и чаще ездить с друзьями на охоту. Однако женское сердце не обманешь — оно остро чувствует фальшь. Вскоре Саша вскоре поняла причину такого поведения мужа — у него на стороне появилась не просто любовница — у него была вторая семья: женщина и ребёнок — полугодовалая девочка.
     Какая же тяжёлая штука — жизнь! Ну разве она виновата, что не может иметь детей? Но причина была не только в этом. Сашин муж был не из тех мужчин, которые безумно хотят иметь семью. Ему просто был нужен наследник или наследница его бизнеса. Основная причина крылась как раз в его характере: охотник всегда долго выслеживает дичь, а когда ею насытится, она становится ему неинтересной. Вот и Саша перестала представлять для него всякий интерес.
     Выяснять отношения — дело неблагодарное. Проплакав всю ночь, которую муж провёл, как водится, со второй семьёй, Саша решила подать на развод. Если он выбрал другую женщину, то пусть уходит. Насильно мил не будешь.
     Развод был быстрым. Получив его, Саша отправилась на мост. На дворе стоял октябрь. Вода в реке была тёмной, силуэты деревьев сливались с водой. По воде плыли листочки, облетевшие с деревьев. Она долго смотрела на плывущие по воде листики, а потом вдруг перегнулась через перила и прыгнула с моста.
     Очнулась, когда почувствовала, как кто-то делает ей искусственное дыхание. Она открыла глаза и увидела ЕГО. Этот мужчина, заметивший её с берега и вытащивший из воды, оказался тем мостиком, которого после смерти отца ей так не хватало в жизни.
     Он выписал Сашу из больницы, переехал к ней и стал её второй половинкой. Наконец-то папин мост соединил два сердца, которым по судьбе было суждено биться в унисон.