Игорь Семин __ В СВЕТЕ СОВЕТСКОГО КИНО
 Московский литератор
 №8 апрель, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Игорь Семин
В СВЕТЕ СОВЕТСКОГО КИНО

Владимир ВАСИЛЬЕВ. "Звезды живут на земле. Воспоминания за кадром". — М.: "Академия-XXI", 2018.
     Не каждому суждено быть первым, однако побыть вторым возле гения Акиры Куросавы на фильме "Дерсу Узала" тоже неплохо... Вот такое счастье и подарила однажды судьба парнишке из Марьиной Рощи Володе Васильеву, военной безотцовщине, по ночам, тайком от матери, таскавшему уголь с привокзального  склада, чтобы не околеть зимой...
     Но легко сказать "подарила" — нужен был человек, способный стать хорошей оптикой для Куросавы, этого удивительного мастера, попавшего в другую реальность, которой явилась для него советская кинематография. Да ещё и сама эта оптика должна была выдержать такое испытание, о последствиях которого предупреждали Васильева лучшие друзья: как самому-то жить и работать после "Света тёмной равнины", как переводятся с японского имя и фамилия Акиры Куросавы? Отстоять свою творческую самобытность и самодостаточность и во все времена было трудно и удавалось немногим. Сам Акира едва остался жив однажды в Японии и однажды в Америке, сопротивляясь диктатуре властной вкусовщины и денежного мешка.
     И уж точно теперь некому было бы рассказать документальную правду о съёмках одного из шедевров мирового киноискусства, если бы не скрупулёзные дневниковые записи и уникальные фотодокументы Васильева, связанные с "оскароносным" фильмом "Дерсу Узала".
     Автор книги начал работу на киностудии "Мосфильм" в 1955 году, был реквизитором, помощником режиссёра — "Утренние поезда", "Спящий лев", ассистентом режиссёра — "Гранатовый браслет"; "Крылья", "Дворянское гнездо", "На пути к Ленину". Было ему предложение работать в Театре киноактёра, где хорошо знал всех ведущих наших актёров и его там знали, но насмотревшись за два года на все актёрские "разборки", не захотел, чтобы его там "съели", да и театральная атмосфера Васильева никогда не привлекала. Он хотел работать только в кино. Так что далее в его послужном списке числится работа режиссёром короткометражных фильмов "Когда торопят минуты", "Светофор", "Снимает Акира Куросава", и вторым режиссёром фильмов "Нюркина жизнь", "Дача", "С любовью пополам", "Белая мазурка", "За кулисами", "Песня о Родине", "Советский Азербайджан", "Дерсу Узала", "Анна Павлова" (кино- и телефильм), "О бедном гусаре замолвите слово". Не меньше получился и перечень, увы, так и не поставленных сценариев Владимира Васильева "Последние дни", "Колонисты", "Слово арата", "Дорога в космос" и других; никогда не чурался он и такой незаметной, но очень важной в кино работы, как подбор актёров, которую доверяли Васильеву постановщики картин "Телеграмма", "Пушкин".
     В. Васильев постоянно печатался в газетах "Советский фильм" и "Советская культура", журналах "Советский экран", "Искусство кино". Издал две книги: "Максим Мунзук — Дерсу Узала", "Путь на экран". Готовится к изданию книга "Работа Акиры Куросавы над постановкой фильма "Дерсу Узала"", с подробным описанием всех периодов постановки фильма и уникальными кадрами рабочих моментов съёмки. Всю свою творческую жизнь лауреат премии "Оскар" кинорежиссёр Владимир Васильев провёл на "Мосфильме" и постоянно писал свои воспоминания. Не случайно поэтому к книге "Звезды…" предпослано предисловие гендиректора Киноконцерна "Мосфильм", народного артиста России К.Г. Шахназарова: "Кроме рассказа о создании фильма "Дерсу Узала", Владимир Васильев вспоминает о своей работе со многими выдающимися деятелями кино, литературы и искусства, чьё творчество сегодня стало общепризнанной классикой". А имен-звёзд в этой книге, с которыми пришлось работать В. Васильеву, немало. И каких — Г.В. Александров, Любовь Орлова, Изольда Извицкая, Эраст Гарин, Элина Быстрицкая, Ариадна Шенгелая, Жанна Болотова, Майя Булгакова, Беата Тышкевич... Писатели Юрий Нагибин и Григорий Поженян…
     Автор создал точные и живые словесные портреты, подкреплённые фото и автографами героев.
     Владимир Васильев своей книгой добавил неувядаемого яркого цвета в историю великого советского кинематографа.