Юрий Богданов ПЕРЕКРЁСТОК НАДЕЖДЫ Татьяна ЛЕТНЕВА. "Перекрёсток душ и тел…" Сборник любовной лирики. — М.: "Academia", 2019.
Читатель, перед вами очередная книга поэтессы Татьяны Летневой "Перекрёсток душ и тел".
Нет, это не какая-то эротическая поэзия (судя по обложке), а вполне художественное произведение, включившее в себя как бы две книги — в первой рифмованные стихотворения и в прозе, а во второй непосредственно рассказы, норазницы особой нет, потому что всё это — поэзия.
Не будем углубляться в частности, потому что Татьяну Летневу читатели знают не первый год.
У неё есть искренние поклонники её творчества и "завистники", которые предъявляют к ней свои претензии. Например, почему поэтессе не писать всё рифмованными стихами (которые проще "усвоить"), понять их мысль, а также текст?
Но в том-то и загадка, что Татьяне Летневой не хватает простора в её космическом творчестве. Сжатость строки "сковывает", а хочется всё большей и большей свободы.
Тем не менее, рифма организует стих, с нею "проще", привычнее и, может быть, "легче".
На мой взгляд, программным стихотворением книги является "На перекрёстке любви…":
Я встречу тебя на перекрёстке.
На перекрёстке любви.
Не дороги.
В самой точке. Внутри.
Пересечения жизни…
И далее: "…Там сойдутся лучи, разлетевшиеся с тобой на миг. Будем мы концентрацией страсти. Концентрацией воли и веры. Не обольщения. На перекрёстке огня. На перекрёстке любви…".
Эта тема развивается и в стихотворениях "Шагнувшим за порог боли…", "Нежность по утрам…", "Вернуться в прошлое…", "Ангел шепчет…", "Сказала мудрость не ходи за прошлым….", "Падает дождь….", "Дождик — стрелы, между прочим…", "Любви должно быть больше, чем чуть-чуть…". В стихотворении "Всё отлично…" мы находим женские чувства, которые не всегда присущи мужчинам. Поэтому "откровения"
в строках иногда становятся "шоком" в проникновение глубоких чувств:
Я собираю росы из воспоминаний,
Вяжу в букеты, пью из глубины.
В моменты жажды каплями признаний,
Коктейлем страсти, взятым не взаймы.
Но исчезают, обретённые вначале
Глаза и руки, губы, притяжением экстаз,
И высыхают слёзы от тоски-печали
Молчаньем долгим
непроизнесённых фраз…
Дано разлуку принимать неспешно.
Привычкой-одиночеством
расшита вновь
И жизнь словами слов,
что всё отлично!
И ожиданием, где очередь в Любовь…
Стихи о любви, как цунами, захлёстывают читателя, и он уже не в силах сопротивляться их воздействию и всё более и более погружается в глубину их восприятия.
И когда Татьяна Летнева говорит в стихотворении "Перекрёсток душ и тел…": "Мне своей хватает боли, / А теперь ещё и ты. / Вновь запуталась в неволе / Суеты и пустоты", а в конце стихотворения вопрошает: "А не будет мук любовных, / Кто от этого сильней? / Диалогов вздорных, спорных, / Быть разлукою верней?". В этих сомнениях главное: что бы ни случилось, но любовь жива.
По объёму книга большая, и в короткой рецензии очень непросто сказать хотя бы только о поэтическом творчестве Татьяны Летневой, которое своеобразно и неповторимо.
Её поэтические образы красочны и всегда оригинальны. В них иногда "вклиниваются" философские размышления, меняющие образную структуру стихотворения.
Этими необычными "ходами" весьма повышается интерес к произведениям, которые даже при повторном прочтении не теряют своей "свежести".
Думается, что читатель получит большое удовольствие, познакомившись с этой необычной книгой. В первую очередь это касается непосредственно стихотворного творчества как такового.
Но хотелось бы особо поговорить и о второй части книги, в которую вошли стихотворения в прозе, и сконцентрировать наше внимание лишь на одном характерном для автора произведении под названием "Запасной вариант" и его стилистике.
Хочу привести полностью стихотворение в прозе "Запасной вариант…", на мой взгляд, отражающее стилистику всех произведений автора, в которых, как в калейдоскопе, она разнообразна, красочна и сложна:
"Когда сердце свободно — запасных вариантов не будет, запасными видятся все. Отчего же неистово так оно бьётся, зацепилась в нём болью за чужие слова без мечты дерзкая фраза: "Запасной вариант — это ты".
Одиночество — рай, одиночество — боль. Одиночество — маршруты крушений. Раствори, разведи одиночество исполнением желаний. Говорят, технологии есть, их не счесть.
Сам себя выбирай, сам себя сотвори, сам себя гипнозируй, живи и умри! сам себе будешь и Богом, ограничишься сроком… запасных представлений, игроком, запасным, запасным сверхуверенных мнений. Запасным быть почётно, разве лишь в спорте, а по жизни ходить в запасных — случай всегда, запасная звезда? В запасных навсегда? Запасные в Любви — запасные дороги, по тропинкам исканий от себя, не других, убежать далеко невозможно, нельзя. Жизнь — как поезд, разве что мчится — не прямой
колеёй, а в зигзаг или кругом, на путях запасных спит, забытой, Любовь. Начинайся опять, начинайся, как вновь.
Если вдруг катастрофа случится, то вспомни, спрятанной не в кармане, а в сердце, и в душе поищи закоулочки любви на запасном пути.
Всё ж смешно, просто плачь… Оглянись и внедряйся…
Я — за ПАС, только НОЙ, как ковчег, как спасательный круг, я — за ПАС от души — нитью Радости, Солнца, нитью Солнца и Веры — нитью Жизни!
И по ней я взлетаю на спиралевый гребень. Необычной и странной, непредвиденной силы поисковой волны.
С высоты ОМов и первых, и в ночи сверхполётной, в бесконечном мерцании звёзд холодных и жарких, надежд из запасных вариантов и пилотов, крылатых, окроплённых Пегасовой кровью, в изобилии, или без счёта, словно искр от костра… только там душа на двоих и "Единственный" в ней.
Телефон мой молчит и молчит ожиданье, запасная надежда интереса иль лжи? Не спеши обрывать нити душ пресеченьем, в перекрёстках судьбы запасные мы все.
Перекрёсток любви, перекрёсток забвенья, перекрёсток судьбы, перекрёсток надежды — вдруг сошлись в точке икс, запасными путями, в сердцевине познаний, запасными ЛЮБВИ, игроками по жизни — попаданием в цель и в других, и в себя".
В двух предисловиях, сопровождающих новую книгу Татьяны Летневой ("Встреча с поэтом" — автор Геннадий Норд и "Размышление о поэзии Татьяны Летневой" Эллы Лякишевой) написано много прекрасных слов о её творчестве, и читателю, взявшему в руки книгу, предоставляется возможность во всём объёме прочувствовать поэзию автора. Мы же в короткой рецензии, может быть, сжато "фиксируем" основное в её поэзии.
Я надеюсь, что читателю даже будет интересно самому разобраться во всех авторских "хитросплетениях" творчества Татьяны Летневой и сделать благожелательные выводы.