Ангелина Бржевская __ КАК ЖИТЬ БЕЗ ГОНОРАРА?
 Московский литератор
 №10 май, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Ангелина Бржевская
КАК ЖИТЬ БЕЗ ГОНОРАРА?
Геннадий КИСЕЛЁВ. "Редакция гонораров не выплачивает!". — М.: "Первый том", 2018.
 
     Новая книга писателя Геннадия Киселёва заставляет улыбнуться уже при первом взгляде на обложку, потому что называется "Редакция гонораров не выплачивает" — и красноречивая картинка — самоолицетворение книги. Уже в первой главе становится ясно: тяжёл хлеб современного литератора, если не относиться к этому с юмором и самоиронией.
     Геннадий Киселев не только детский писатель, он актёр.
     Окончил театральный институт в Ташкенте и после выпуска приехал в Москву на знаменитую театральную "биржу", где сразу был приглашён в театр города Петропавловска-Камчатского, а позже работал в Омской оперетте, затем служил в театрах Ростова, Читы, Хабаровска и Душанбе.
     Параллельно с актёрской деятельностью "начал заниматься сочинительством", и, как говорит сам автор, был удивлён, что его первый рассказ сразу же и опубликовали в газете "Молодой Сибиряк". Та же "история" повторялась в каждом городе, в котором довелось работать Геннадию Киселёву, потому что пишет он не просто хорошо, а увлекательно и очень "манко".
     Неожиданно для всех актёр Киселёв поступил на высшие директорские курсы при Министерстве культуры СССР. Прошел стажировку в популярнейшем театре на Малой Бронной, а затем последовало приглашение в единственный в мире Московский цыганский театр "Ромэн". Так Геннадий открыл очередную страницу в книге своей судьбы — и проработал в театре "Ромэн" на ответственном посту заместителя директора по гастролям целых десять лет. С этой нелёгкой задачей он прекрасно справлялся: в залах всегда были аншлаги. А вот о литературном творчестве Киселёв в этот период не вспоминал. Некогда было, ибо "гастроли — дело хлопотное и серьёзное".
     Но зимой 2008 судьба решила вернуть Геннадия в литературный мир. В тот год появилось объявление в "Литературной газете": Российский Фонд Культуры организует Международный конкурс имени Сергея Владимировича Михалкова на лучшую книгу для подростков. По словам нашего автора, ему "захотелось сесть за рабочий стол, отстучать по клавиатуре и отнести заветную рукопись на конкурс".
     В результате повесть "Кулисы или посторонним вход разрешён!" (рабочее название "Искусство требует жертв") была удостоена третьей премии, чему автор несказанно удивился — он не верил в победу до самого конца, даже когда вошёл в сверкающий огнями зал Российского Фонда Культуры и увидел Сергея Владимировича. Для Геннадия этот вечер стал поворотным — он увидел своего кумира "живьём", внимательно слушал его речь о детской литературе и о том, как она важна. Геннадию казалось, что Михалков говорил эти слова только ему, впрочем, так казалось каждому, кто был в зале. Сергей Владимирович похвалил: "Смешная повестушка". Ту встречу и слова классика автор запомнил навсегда.
     Как вспоминает сам Киселев, он оказался в другой реальности, когда пожимал руку Мастера.
     После премии в таком престижном конкурсе Геннадий покинул театр и посвятил себя литературе.
     Наиболее известными книгами стали: "Актёр второй категории" (театральная повесть о судьбе молодого актёра), "Неформалы из седьмого "б" класса" (рассказы и повести из жизни школьников прошлого столетия), "Кулисы или посторонним вход разрешён!" (подростковая театральная повесть), "Любая встреча рождена разлукой" (поэтический сборник).
     Книга "Редакция гонораров не выплачивает" показывает путь писателя, ведь всем, знающим его биографию, невольно кажется, что герой повести и есть сам автор. На самом деле это именно так и есть. Но скромность и самоирония, а может быть, и игра с читателем, не позволила Геннадию назвать книгу автобиографией, поэтому они придумал Тима. Это так же показано в книге: "Вношу встречное предложение. Биография малоизвестного автора вряд ли заинтересует вашего читателя. А что, если пофантазировать на эту тему? Повествование пойдёт от имени несуществующего героя".
     Прочитав первую главу, читатель понимает, что книга "закольцована" — и сначала мы читаем финал, а все самое интересное — развитие  действа — впереди. Так и выходит. Автор пишет книгу в книге. Первая и последняя глава — конец и начало (порядок именно такой!) книги про выдуманного героя. "Наступил момент, когда в сказке, которая, как известно — ложь, да в ней намёк, можно бы поставить точку", — такими словами Геннадий заканчивает рассказ про удивительную жизнь Тимофея Степанова.
     Сам главный герой — актёр, который однажды попытал счастье, написал незамысловатый рассказ о первом дне начинающего лицедея. Его напечатали в молодёжной газете. С этого момента Тим разрывается между сценой и письменным столом.
     Тиму нравится театр, и на последнем курсе он решает попытать счастья на профессиональной сцене — и поступает в театральную студию. Судьба преподносит ему сказочный подарок — Тим знакомится с человеком-легендой, любимым учеником Немировича-Данченко, который присылает ему приглашение на учёбу в ГИТИСе.
     Судьба ещё не один раз делает вираж, Тим уезжает в родной город и снова возвращается в Москву. Ему удается даже съездить на гастроли в Америку после фееричного новогоднего утренника для американских детей.
     После окончания театрального вуза, вместе с первой любовью Степанов улетел в её родной город — и там начал писать стихи,  а затем и рассказы.
     А затем следует — театр, Ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота, репетиции, гастроли, публикации в молодежной газете…
     Степанову хотелось чего-то большего, поэтому он решил рискнуть и отправить несколько рассказов в московские журналы. Но каждый раз он получал отказ со словами: "Читайте Пушкина, Чехова, Маяковского, Твардовского…"
     Однако и в столице он стал печататься.
     Вскоре "жизненный корабль Степанова снова совершил оверкиль: перекувырнулся, всплыв днищем на поверхность", — и в жизни Тимофея началась чёрная полоса. Драматических ролей актёр ждал месяцами, поэтому решил попробовать себя в оперетте, благо у него был голос, хоть и несильный. И все это время Тим продолжал писать. Через некоторое время  вышла и его первая детская книга про театр.
     Актеры — бродяги по натуре, поэтому Степанов уезжает на Кавказ. Там всё было, как и везде и всегда, театр — гастроли, но неожиданно Тима вызывают в Министерство культуры и предлагают стать заместителем директора по продаже билетов. Он согласился, "отдав театру двадцать лет и поменяв вектор движения".
     Все опять поменялось, когда Тим услышал, что возобновили конкурс на лучшую книгу для подростков и написал книгу про театр, которая получила премию.
     После выхода книги Тим не просто занялся её изданием, но и стал активным участником творческих встреч с детьми в библиотеках и активно разъезжал по стране.
     Книга написана очень эмоционально, с большим чувством юмора и читается на одном дыхании.