Наш корр. __ ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ
 Московский литератор
 №11 июнь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 



ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ
     3 июня в Малом зале Центрального Дома Литераторов прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" по теме: "Философско-религиозный эпос древней Индии: Рамаяна" (в рамках рубрики "Художественное творчество — философский взгляд").
     Постоянный ведущий Круглого стола профессор Виктор Фёдорович Дружинин сделал развёрнутое сообщение, подчеркнув главную мысль — продолжить разворот философской трактовки художественных произведений от позиции сугубо материалистической и атеистической советского периода к философии мирового тренда в русле концепции всеединства или "высшего синтеза".
     Характеризуя имеющиеся переводы эпоса в России, он отметил, что при первом переводе 1974 г. (изд. "Художественная Литература") тексты всех семи книг были как будто просеяны сквозь сито атеизма, сделав его не вполне адекватным по смыслу.
     При этом была вполне сохранена и донесена до читателя художественно-поэтическая ценность произведения. Только в 2006 г. был сделан по-настоящему адекватный перевод (изд. "Наука") с санскрита (южная версия 1888 г.) первых двух книг эпоса (остальные пять книг — в планах Института мировой литературы РАН).
     Правда, сам перевод оказался несколько суховатым. (Были подчёркнуты большие лингвистические трудности). При этом докладчик заметил, что в целом произведение может рассматриваться на нескольких уровнях: героический эпос (военная сага, породившая соответствующие предания других народов); священная книга индуизма (этос); просто увлекательное чтение.
     Поэма явилась основой развития всей классической индийской литературы и признаётся первой (исторически и по достоинству) поэмой, а её автор Вальмики — первым поэтом. Персонажи поэмы легко сливались с персонажами других религий и художественных произведений (некоторые её мотивы слышны и у А.С. Пушкина в поэме "Руслан и Людмила").
     Ведущий коротко охарактеризовал содержание всех семи книг поэмы, подчеркнув эмоциональную доминанту поэмы (тема любви и разлуки, борьба общественного долга героя и его личностных предпочтений). Напомнил о фильме "Сита и Рама", недавно показанном на нашем ТВ по каналу "Культура".
     Характеризуя философское содержание поэмы, профессор напомнил коротко о философско-религиозных взглядах  древней Индии различных периодов с некоторыми их основными понятиями: Веды, Упанишады, брахманизм, санкхья-брахманизм, индуизм, карма, реинкарнация.
     Особое внимание было уделено развитию этического направления в индуизме, для которого имел большое значение возникший в древности, но получивший особое развитие в средние века культ бога Рамы (эпос Рамаяна был создан в результате устного творчества еще в IV в. д. н. э.).
     Проповедуется любовь и самопожертвование по отношению к богу, любовь к людям, — основная мысль "все люди братья, бог Рама — добрый их отец" (учитель Рамананда — XV в.; поэт Тулси-Дас — XVI-XVII в.в.).
     Появляется ряд авторов, пропагандирующих на этой почве идеи возможного объединения всех мировых религий на основе чувства любви к богу и человека к человеку: Акбар Великий, Рамакришна, Свами Вивекананда (высоко ценимый Е.И. Рерих).
     Особо отмечено творчество Рабиндраната Тагора (1861-1941): книга "Садхана" (Понимание жизни), Нобелевская премия по литературе 1913 г.
     "Бог образовал этот мир. Сущность бога есть любовь. Но она может быть реализована лишь в соединении двух индивидуальностей, — поэтому бог создал человека (существо, обладающее определённой самостоятельностью) и установил условия игры. Одно из условий — нам отдан во владение весь этот маленький мир. И это надо ценить… Главное: мир должен стать в определенном смысле нашим телом, наше Я должно расшириться до Вселенского Я. И если человек выполняет какое-либо действие в соответствии со всеми своими способностями, он переживает состояние соединения с богом как любовь (осознает в себе того, кто есть высшее Я и высшая любовь)".
     В целом было подчёркнуто, что, как считают виднейшие комментаторы, "современная философско-религиозная мысль Индии уже не совсем соответствует глубине содержания и смыслов древних текстов: уже не считает необходимым  обоснование мировоззрения, — мысли высказывают, не приводя их в систему, искажают тексты Вед и Упанишад, трактуют их по-своему" (А. Швейцер).
     В заключение профессор Дружинин вернулся к философско-религиозным идеям "кармы" и "реинкарнации" древней Индии, подчеркнул, что только признание и воплощение в жизни человечества этих идей, может поставить, наконец, заслон разгулу вседозволенности и насилия в нашей жизни, влекущих нас к самоуничтожению.
     В процессе обсуждения сообщения были вопросы, реплики, выступления собравшихся, в целом создававшие в малом зале ауру взаимопонимания и взаимной симпатии.
      
     Наш корр.