Юрий Богданов __ «ЧТОБЫ ПАМЯТЬ ЯСНЕЛА БОЛЬЮ…»
 Московский литератор
 №12 июнь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Юрий Богданов
«ЧТОБЫ ПАМЯТЬ ЯСНЕЛА БОЛЬЮ…»
Валерий БОКАРЁВ. "Стихи, поэмы, сказки". — М.: Московская городская организация Союза писателей России, НП "Литературная Республика", 2019.

     Русский поэт Валерий Бокарёв уже не первый год активно работает в литературе. В прошлые годы выходили его сборники стихотворений "Времена года" и "Моя малая Родина". Кроме этого, он часто публикуется в периодической печати и различных коллективных сборниках, отмечен многими престижными наградами Московской городской организации Союза писателей России.
     Надо сказать, что Валерий Бокарёв перспективный и талантливый учёный. Он кандидат химических наук, достигший высоких результатов в научной деятельности…
     Но пора перейти от характеристики талантов поэта непосредственно к его творчеству. И разговор мы поведём о новой книге автора под названием "Стихи, поэмы, сказки".  Валерий Бокарёв являет себя как поэт лирик и патриот не только своей "малой родины", а всего, с чем соприкасается его душа.
     Родина поэта — село Синжаны Владимирской области, поэтому и сама книга открывается стихами из "Синжанского цикла":
      
     Там, где к Варехе жались домики,
     А теперь отошли и померкли,
     Моих предков зелёные холмики
     Обнимают остатки церкви.
      
     И на фоне заката алого,
     Над разрушенной в прах колокольней,
     Всё кружится грачиная жалоба,
     Чтобы память яснела болью…
      
     В этом стихотворении мы чувствуем боль поэта за поруганные храмы, за "ушедшие" с родной земли деревни: "…Деревенские окна забитые…". Но лирика поэта не упадническая. В ней небесный свет и вера в возрождение  русской земли, потому что любовью к родине пронизаны все стихотворения цикла: "Пью Родины чистую воду, / Дышу ароматом лесов. / Лишь здесь ощущаю свободу, / Лишь здесь я без пут и оков…".  И о своих предках поэт говорит, как с живыми, ведь в православии мёртвых нет — все живые:
      
     Нет, конечно, мы вас не забыли,
     Как и нашу Святую Русь.
     Вы остались, мы с вами жили,
     В этот дом я опять вернусь!
      
     Проникновенные стихи этого цикла настраивают читателя на восприятие всей книги. К стихотворению "Синжаны" "примыкают" следующие: "Там, где к Варехе жались домики", "Только стены убрать", "Пью Родины чистую воду", "Воспоминания", "Моя малая Родина", "Незабываемое", "То давно было…", "Между этим бездонным небом", "Два белых мотылька", "Дай мне, Бог, молю, немого сил". Стихи "Из Завидовского цикла" обогащают их палитру: "Можжевеловый конус", "Мама", "Дрожжин", "Когда стреноженные кони".  
     В разделе "Москва и Подмосковье" поэт продолжает восхищаться красотой родной природы:
      
     Русь,
     Твоих просторов запах поля,
     Золотые волны ржи с глазами васильков!
     Гнусь,
     Как трава от ветра. Словно море,
     Прорывает небо поступь облаков.
      
     Час минует,
     Вслед — другой и третий,
     Я давно стою в тени берёз.
     Кто же зарисует
     Этот день и ветер,
     Эту россыпь драгоценных грёз?
      
     В творчестве Валерий Бокарёв очень близок  Сергею Есенину. Некоторые стихотворения интонационно напоминают творчество раннего Сергея Александровича.
     Но это не подражание, а скорее любовь к русской классической поэзии. Здесь, мне кажется, любовь поэта особенная: "Любовь проявится в ненастье, / Как тихой нежности росток. / Как умиротворенье страсти…".
     А вот как Валерий Бокарёв говорит о сегодняшнем дне в стихотворении "Мы идём". Этот образ расширяется до космических пределов, но не отрывается мыслью от родного дома:
      
     День мой, стань моим днём,
     Как ветер в поле, стань моим голосом.
     Мы идём. Через время идём!
     Разрываясь между домом и космосом.
      
     А голос поэта — это и музыка гениального русского композитора Георгия Свиридова: "В звуках музыки слышалась нежность, / Как в признании робком в любви…" и стихах поэта Юрия Кузнецова, которому посвящено стихотворение его памяти:
      
     Поэты долго не живут
     И в звездопады умирают.
     Они в сердцах своих несут
     Ответственность за всё, что знают…
     ………………………………………
     И строфы, стрелами паря,
     Вонзаются в сердца и души…
     Снега, остаток ноября
     И время ветром слёзы сушит.
      
     Интересно построено стихотворение "Русский витязь". Начинается оно с находки детской игрушки — "оловянного солдатика", у которого "… Меч перебит / И по бёдра отрублены ноги. / Но по-прежнему грозно глядит. / Он по-прежнему гордый и строгий…", и оно развивается в небольшую патриотическую поэму:
      
     Русский витязь! Я слышу войну,
     Звон мечей, лошадиное ржанье.
     И к тебе я на помощь иду
     Сквозь баллады, кресты и преданья.
      
     Поэт определённо говорит: "Русский витязь, я вместе с тобой!.."
      
     Русский витязь, нас мало опять!
     Кто спился, кто погиб, кто уехал
     Кто же будет страну защищать?
     А в ответ только долгое эхо.
      
     Но я знаю, в дремучих лесах,
     До поры, спит могучая сила.
     Напади только кто-то на нас,
     Разнесёт эта сила полмира.
      
     В новой книге Валерия Бокарёва много лирических стихотворений о русской природе в разделе "Времена года". К таким относятся: "Декабрь", "Зима в лесу", "Рождество", "Ветер", "Кучевые облака", "Весна идёт", "Ива", а также — "И вот опять я в Петербурге", "Вновь непогода, дождь идёт" и многие другие.
     А вот всего одна строфа: "Там, где Родина — небо синее / И поёт ключевая вода. / С каждым днём всё сильней и сильнее / Вместе с птицами тянет туда". Здесь и картинка природы, и духовная тяга к родине. Это умение талантливого поэта соединить всего в четырёх строках эти две ипостаси.
     Валерий Бокарёв пробует поэтическое перо и в создании поэм. Это — "Русь", "Гений", "Сент-Экзюпери", "Блуждающий атом" и"Есенин". Все они по-разному отражают образы их персонажей. Но из-за недостатка газетного пространства мы в данный момент не сможем говорить о них подробно. Читатель сам имеет возможность оценить их образную структуру и сюжетные линии. Отдадим это на его суд.
     Несколько слов надо сказать и о сказках. Это, видимо, новый жанр для творчества поэта.
     Первая сказка "Сказка о купце и волшебном камне" похожа на стилистику восточных сказок, вторая — "…о солнечной стране и её мудрецах", граничит с фантастикой и не всегда отражает её жанр, третья — "…о машинном царстве" — это как бы прошедшее время, так как это уже на сказку не похоже, и последняя — "Избушка на болоте" — это не совсем сказка о повседневной жизни, а те рассказы, что якобы случаются с людьми. Кому они предназначены в литературном плане?
     Здесь Валерию Бокарёву надо внимательно проанализировать свой творческий подход к этому жанру литературы, так как в настоящее время реальность и сказочность настолько стали тесно соприкасаться друг с другом, что для литературной сказки надо находить оригинальные  сюжетные "ходы" и современные мысли, как для детского, так и для взрослого читателя.
     Прочтя новую книгу Валерия Бокорёва, можно сказать, что виден несомненный литературный и духовный рост автора, который удовлетворит самые строгие читательские претензии к автору.