Александр Алиев __ ПОЭТ И «МЕДНАЯ ВЕНЕРА»
 Московский литератор
 №12 июнь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Александр Алиев
ПОЭТ И «МЕДНАЯ ВЕНЕРА»
     ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Александра Сергеевича Пушкина и графини Аграфены Фёдоровны Закревской (урождённой Толстой) хотя и не были длительными, тем не менее, оставили глубокий след в жизни и творчестве великого поэта.
     …Год 1828-й выдался для Пушкина не особо-то радостным. Он обратился к графу А.Х. Бенкендорфу с просьбой исхлопотать у императора разрешение на поездку в Париж или в Италию, но ответ был отрицательным.
     "С самого отъезда из Петербурга не имею о тебе понятия, — писал ему князь П.А. Вяземский 26 июля 1828 года, — слышу только от Карамзиных жалобы на тебя, что ты пропал для них без вести, а несётся один гул, что ты играешь ни на живот, а на смерть. Правда ли? Ах! голубчик, как тебе не совестно".  
     Играть безудержно Пушкин начинал тогда, когда дела решительно не шли на лад. Смутно было у него и на сердце, которое он делил между двумя дамами: Анной Олениной и Аграфеной Закревской. Причём обе они и его отношение к ним были настолько различны, что сии любови вполне могли развиваться параллельно.
      
     С ВЕСНЫ того года поэт становится завсегдатаем в петербургском доме Олениных и на их даче в Приютине. Примерно тогда же граф Арсений Андреевич Закревский вступает в должность министра внутренних дел, и его супруга, столь давно лишённая возможности царить в блестящих салонах, с упоением завертелась в вихре светских удовольствий. Она и прежде была весьма популярна (дамы сплетничали о ней, а кавалеры увивались вокруг неё), но теперь "госпожа министерша" сделалась особенно часто приглашаема всеми подряд.  
     Лето она кочевала с одной дачи, где проводила время столичная знать, на другую. И вот где-то на этих дачах и пересеклись их пути с Пушкиным, и вскоре её античная фигура уже была начертана на полях черновика "Полтавы". Тогда же возникает знаменитое стихотворение "Портрет":
      
     С своей пылающей душой,
     С своими бурными страстями,
     О жёны севера, меж вами
     Она является порой
     И мимо всех условий света
     Стремится до утраты сил,
     Как беззаконная комета
     В кругу расчисленном светил.
      
     Нужно сказать, что великолепная Аграфена обладала пылким и неуравновешенным характером, презирала светские условности и свободно относилась к брачным обязательствам. При этом отличалась весёлостью, добротой, желанием помочь всем и каждому. А её уникальная красота — монументальные формы, тёмно-рыжие, искристые волосы, огненные глаза, дерзкий разлёт бровей, смуглая кожа — так и просилась на холст! И лучше всех внешность Аграфены Фёдоровны передаёт портрет, писанный англичанином Джорджем Доу.
     Пушкин этот холст, несомненно, видел. Дело в том, что картина затерялась, и известно о ней было лишь со слов племянницы Закревской да по гравюре Егора Гейтмана. Но здесь изображение отзеркалено, а у Александра Сергеевича — как на оригинале Доу. Оригинал обнаружился в 1997-м — всплыл на аукционе Сотбис, а ныне находится в частном собрании, в Кёльне.
      
     ВСКОРЕ пушкинский "двойной роман" уже вовсю обсуждался его друзьями. Тот же Вяземский сообщал супруге: "День 5 мая окончил  балом у наших Мещерских. С девицей Олениной танцевал я попурри и хвалил её кокетство… Пушкин думает и хочет дать думать ей и другим, что он в неё влюблён, и вследствие моего попурри играет ревнивого. Зато вчера на балу у Авдулиной он совершенно отбил меня у Закревской, но я не ревновал".
      А Оленина сообщает всем кому не лень, что Пушкин ухаживает не только за ней, но и за Закревской: "Приехал Пушкин, или Red-Rower, как я его прозвала. Он влюблён в Закревскую. Всё об ней толкует, чтобы заставить меня ревновать, но при том тихим голосом прибавляет мне разные нежности".
     В Аннету Оленину поэт и впрямь был влюблён, однако в его восприятии она всегда оставалась "ангелом чистым, безмятежным". "Живая красота" Закревской делала с ним обычное дело — "влекла всесильно".   
     "Я пустился в свет, потому что бесприютен, — пишет он Вяземскому, намекая, что теперь в Приютино путь ему заказан, поскольку все Оленины были решительно против его ухаживаний. — Если бы не твоя Медная Венера, то я бы с тоски умер. Но она утешительно смешна и мила. Я ей пишу стихи…"
      
     Твоих признаний, жалоб нежных
     Ловлю я жадно каждый крик:
     Страстей безумных и мятежных
     Как упоителен язык!
     Но прекрати свои рассказы,
     Таи, таи свои мечты:
     Боюсь их пламенной заразы,
     Боюсь узнать, что знала ты!
     ("Наперсник, 1828)
      
     Любовь была мучительная и бурная, ревность поэта клокотала, как огнедышащий вулкан, а уж наша героиня умела давать к ней повод, вернее, поводы. По воспоминаниям её племянницы М.Ф. Каменской, Закревская однажды до того довела своего нового поклонника, что он на одном из раутов (у Соловых) прилюдно впился ногтями в её обнажённую до плеча руку и оставил там заметные следы.
     В общем, зацепила великолепная Аграфена существо великого поэта. Да как зацепила! Во взбаламученных чувствах Пушкин пишет Елизавете Михайловне Хитрово, его давнишней почитательнице и преданной защитнице: "Хотите, я буду совершенно откровенен? Может быть, я изящен и благовоспитан в моих писаниях, но сердце моё совершенно вульгарно и наклонности у меня вполне мещанские. Я по горло сыт интригами, чувствами, перепиской и т.д. и т.д. Я имею несчастье состоять в связи с остроумной, болезненной и страстной особой, которая доводит меня до бешенства, хотяя люблю её всем сердцем. Всего этого слишком достаточно для моих забот, а главное — для моего темперамента".
     Вот так. Но уже через несколько месяцев эта страсть начала постепенно угасать, поскольку Александр Сергеевич всерьёз увлёкся юной Наталией Гончаровой и стал подумывать о женитьбе. Да ведь и Закревская смотрела на Пушкина только как на милого забавника, и впоследствии, говорят, гордилась тем, что некогда сумела покорить сердце всероссийской знаменитости.
      
     НО самого поэта образ "Медной Венеры" не отпускал. Для начала она промелькнула в главе VIII "Евгения Онегина", там, где на балу Онегин видит преображённуюТатьяну.
      
     Она сидела у стола
     С блестящей Ниной Воронскою,
     Сей Клеопатрою Невы;
     И верно б, согласились вы,
     Что Нина мраморной красою
     Затмить соседку не могла,
     Хоть ослепительна была.
      
     Примерно в тот же период он пишет два наброска будущих сочинений: "Гости съезжались на дачу…" и " На углу маленькой площади…". Главной героиней в обоих выступает именноЗакревская. Правда, зовут её иначе — Зинаида Вольская.  
     В "Гостях…" полным-полно раскавыченных цитат из житейских разговоров Пушкина и Закревской. А отношения Вольской и некоего Минского — отношения Аграфены Фёдоровны и Александра Сергеевича, как последний обозначил их в письме Вяземскому. "Я просто её наперсник или что вам угодно, — отвечает Минский на вопрос собеседника. — Но я люблю её от души — она уморительно смешна".  
     Тут и там встречаются аллюзии с пушкинскими стихами — особенно с "Портретом".
     Во втором наброске мы снова видим Аграфену Закревскую в образе "бесчарной Цирцеи". Первая молодость сей прекрасной дамы (Зинаиды) уже прошла, но однажды она решила полностью изменить свою жизнь, поддавшись зову страсти.  
     Далее появился неоконченный роман "Египетские ночи", одной из главных героинь которого является легендарная царица Клеопатра. Прототипом её многие определённо считали Закревскую. На страницах этого произведения, кстати, обрисованы и иные светские знакомые Пушкина. Так, в виде непосредственной дамы, помогшей растерявшемуся итальянцу-импровизатору выбрать тему для выступления, угадывается графиня Долли Фикельмон. А в самом итальянце, с его бледным челом и грустными чёрными глазами, можно угадать Евгения Боратынского, чья романтическая внешность всегда была предметом тайной зависти Пушкина, не отличавшегося, как нам известно, красотой.
     А вот ещё один отрывок — "Мы проводили время на даче…". Не исключено, чтопод именем Вольской тут опять-таки выведена Закревская.
      
     ИТАК, тесное общение поэта и прекрасной графини почти прекратились уже к началу 1829 года. Арсений Андреевич Закревский вскоре вышел в отставку по причине расстроенного здоровья, как гласила официальная версия, и после того почти семнадцать лет жил частным лицом. Он занимался устройством домашних дел и управлением имениями своей супруги. Поэтому чета Закревских много времени проводила в деревне, лишь наездами посещая Петербург и Москву, а иногда отбывая за границу.
     Когда же до Аграфены Фёдоровны дошла весть о гибели Пушкина, она пришла проститься с ним в склеп церкви Спаса Нерукотворного образа (Конюшенной). И, по преданию, провела там всю холодную февральскую ночь накануне отправки тела поэта в Святогорский монастырь, рыдая и признаваясь Александру Сергеевичу в любви.
      
     ЗАКРЕВСКИМ долгое время принадлежала великолепная усадьба Ивановское под Подольском, вошедшая ныне в черту города и ставшая Федеральным музеем профессионального образования — филиалом Московского политехнического университета в г. Подольске.
     И вот 18 мая текущего года здесь — уже в восьмой раз — прошла большая и красочнаяакция "Ночь музеев", гостями которой стали сотни подольчан и гостей города.
     Открывая мероприятие, директор музея Рафек Абдулхаеров и руководитель акции Ольга Казацкая подчеркнули, что всероссийская "Ночь" год от года собирает в Ивановском всё большее число посетителей, а музейщики стремятся показать им новые программы, найти единомышленников и спонсоров, дабы совместными усилиями сохранить уникальный архитектурно-парковый ансамбль.
     Нынешняя тема акции — "Элементы" — отражала необычайное разнообразие подготовленной программы. Гости, как взрослые, так и дети, могли выбрать себе "площадку" (их было целых 15) по своему вкусу.
     Каждую мы описывать, разумеется, не станем, остановимся на самых значительных.
     Так, две замечательных 45-минутных экскурсии по музейным залам  провели: экскурсовод Татьяна Кочкина ("Владельцы усадьбы") и заведующий экскурсионно-просветительским отделом Наталия Чекръчиева ("Виражи судьбы графаА.А. Закревского").
     В главном (Каминном) зале состоялась лекция "Образ личности гения" (из цикла "Тайнагения — тайна человека: парадоксы гениальности"), каковую провёл доктор философских наук, профессор Сергей Чернов.
     Немало радости доставили гостям праздника выступления музыкальных коллективов: фольклорного ансамбля "Истоки", струнного камерного ансамбля "Comerato" ДМШ РАМ имени Гнесиных и ДМШ имени М.Л. Ростроповича (руководитель Г.С. Терехова) и Творческого Объединения Музыкантов "АДВАНС".  
     До позднего вечера в парадном дворе демонстрировались ретро-автомобили от местного клуба любителей старинных авто "Ретромобиль".
      
     ОДНОЙ из ведущих тем этой "Ночи" стала пушкинская. "Мой Пушкин…" — так называлась программа, подготовленная актёром Государственного Малого театра Вячеславом Езеповым. Он прочитал ряд стихотворений поэта и отрывки из "Маленьких трагедий", а также рассказал, как, собственно,  в его жизнь "вошёл" Пушкин.
     Бесспорно, "ударным" номером оказалась литературно-музыкальная программа "Пушкин и Медная Венера", приуроченная к 220-летию со дня рождения гениального поэта и Аграфены Закревской.
     Автором сценария этого необычного жанра выступила Ольга Почекина — музыковед, заведующая методическим отделом музея, член Союза журналистов России. Нужно отметить, у неё весьма богатый опыт выступлений в качестве лектора-музыковеда и ведущей на концертных площадках, как в нашей стране, так и за рубежом. Только на базе музея в Ивановском Ольга Геннадьевна подготовила и провела свыше двадцати литературно-музыкальных мероприятий.
     Сценарий программы, представленной 18 мая, представляет собою развитие более ранней композиции "Вспоминая "Медную Венеру", которая впервые была показана музеемв 2014 году во Флорентийской консерватории имени Луиджи Керубини, а затем в Российском центре науки и культуры в Риме.  
     В центре сценария — 1828 год в пушкинской жизни и то, как влюблённость в графиню Закревскую повлияла на его творчество. Слово и музыка выступают тут как равноправные "партнёры", раскрывающие заявленную тему.
     Предваряло действо аудиозапись одной из красивейших тем киномузыки Альфреда Шнитке, и под эти же звуки взвился занавес и выходили исполнители. А двенадцать филигранно подобранных сценаристкой романсов исполнила под фортепианный аккомпанемент Сергея Чечётко солистка театра "Геликон-опера" сопрано Алиса Гицба, покорившаяслушателей прекрасным голосом и безупречным мастерством. Романсы — это не только портреты героев, но и драматургия их отношений. Среди известных сочинений М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.Е. Варламова, П.П. Булахова прозвучал и очень редко исполняемый  романс Цезаря Кюи "Наперсник", текст которого — единственное положенное профессиональным композитором на музыку стихотворение Пушкина, посвящённое А.Ф. Закревской. Кульминацией же стал драматичный романс того же Кюи "Сожжённое письмо".
      
     АКЦИЯ "Ночь музеев" завершилась за полночь и даже, как отозвалась одна из гостий, "луна загляделась на происходящее в усадьбе. Дух Пушкина и графини Закревской был с нами".