Юрий Богданов __ ВРЕМЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ИСТИН
 Московский литератор
 №16 август, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Юрий Богданов
ВРЕМЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ИСТИН
Сергей ПОРОХИН. "Грани слова" — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2018.
     Хочу представить читателю интересную поэтическую книгу Сергея Порохина "Грани слова", которая по итогам конкурса нашей организации "Лучшая книга 2016-2018 годы" в номинации поэзии была удостоена диплома.
     Сергея Порохина читатели знают по многочисленным публикациям стихов в прессе.
     Разнообразная  жизненная и творческая биография автора дали ему богатый опыт в осмыслении как армейской, так, я бы сказал, и гражданской жизни.
     Это не голословное высказывание, потому что поэта видно по его стихотворениям, в которых ярко запечатлено его творческое кредо.
     И, на мой взгляд, это боль за Россию, глубокий патриотизм без всякой плакатности.
     Хотя нельзя сказать, что только на этом сосредоточена тематика книги автора. Она весьма разносторонняя. Кажется, что ни одна тема "не ускользнула" из-под пера поэта.
     Но повторю: Сергей Порохин даже в "открытых" темах патриотизма находит яркие, необычные образы, заставляющие читателя по-иному взглянуть на проблемы и проникнуться мыслью талантливого поэта.
     Творчество поэта чаще всего начинается с лирики. Так же вот и у Сергея Порохина — к примеру, в книге в разделе "Женщина":
      
     Женщина!
         Сердце стучит завороженно:
     Милая девушка! Нежная мать!
     Сколько ж вселенского счастья вложено
     В слово "любимая" — не передать!
     Женщина — святость и ада исчадие,
     Бездна эпитетов, пропасть стихов,
     Созданных творчеством чувственной братии:
     Сотен поэтов из сотен веков!   
      
     В других стихах женщины "проходят" в жизни поэта, как иллюстрации в различных ситуациях: "На небо мечты", "Семейные альбомы", "Не мечите, сударь, бисером", "Вдова", "На пляже", "Не оставляйте любовь на потом", "Хоть на денёчек, да наш!", "Кто ты?" "Она".
     Образы и судьбы их разные, но умение автора с разных сторон посмотреть на женщину и увидеть в ней самые лучшие черты, нарисовать обстановку, в которой встречается с нею, говорит о таланте поэта.
     В стихотворении "Она" всё обычно, ничего не вызывает восторга, но последняя строфа всё меняет:
      
     Жизнь — ключом: то весело, то грустно,
     Чёт-не чёт. Везло и не везло.
     Но когда объятия до хруста —
     Ах, как жить на свете весело!
      
     Здесь надо сказать, что Сергей Порохин во многих стихах не пользуется "стандартной" лексикой, а находит только те слова, а иногда и рифму, которые оживляют текст, заставляют читателя остановиться и ещё раз прочесть "новое" для него слово или оборот фразы. Это говорит о глубоком знании автором русского языка и народной речи.
     Чтобы закончить "любовную" тему, надо обраться к разделам книги "Имена" и "Время минувших желаний".
     В первом — поэт пытается по-своему обыграть имена. Это Аэлита, Актамар, Елена Прекрасная, Астарта, Надежда, Алёнушка, Дева Мария и многие другие.
     Оттолкнувшись от имён, поэт пытается выявить скрытую в них суть и сделать свои выводы.
     Трудно сказать, насколько это получилось, но попытка — не пытка.
     Во втором же разделе стихи "не привязаны" к определённой задаче — это просто лирика. К ним относятся "Время минувших желаний", "Ты помнишь?", "Сновидением первой любви", "Четыреста сорок четыре" и другие".
     К примеру, можно привести стихотворение "С верой, надеждой и любовью":
      
     Жизнь — не поле! Жизненное поле
     Переходим собственной стезёй.
     А за ним — ни горестей, ни боли,
      Ни любви, отмеченной слезой.
     Мы уйдём. На свете нас не будет.
     Здесь без нас живое будет жить,
     И всё так же, так же будут люди
     Веровать, надеяться, любить.
      
     Мы начали разговор о книге как бы с конца — о любви, хотя тема для автора важная. Но, тем не менее, надо обратиться к началу.
     И недаром в главе "Вотчина" поэт восклицает:

     Ключева водица
     Точит берега.
     Дай воды напиться,
     Подюга-река.
     Утолю я жажду
     Влагой ключевой.
     Нету края краше —
     Где я всюду свой!
      
     Это ощущение "свойскости" на родной земле "проходит" во многих стихотворениях поэта. Оно как бы "цементирует" притягательность человека к тому месту, без которого нет и любви к родному краю.
     Приведу в пример стихотворение "Родная деревня":
      
     Горок песчаные гребни.
     Сиверко-ветер — в лицо.
     Вот и родная деревня,
     Вот и родное крыльцо!
     Вечность тут целую не был.
     Нови не ловит мой взор:
     Те же избушки под небом,
     Может, что прожито, вздор?
     Вздор! Но полжизни прожито!
     Жизни коротки срока…
     … То же на пажитях жито,
     Та же, как в детстве, река!
      
     Чувствуете, как близки эти строки поэзии Сергея Есенина?
     Не утрачены ни интонация, ни лексика, ни ещё что-то глубокое в душе Сергея Порохина. Здесь ничего не надо доказывать, сравнивать, говорить о подражательности, а принимать всё за истинность.
     К этим стихам приникают: "За околицей", "Предвечное", "На заветном берегу", "Поле за старой деревней", "В роще", "В берёзовом миру", "На север", "Не боись!", "Коронный вечер", "Бог даст, удастся встретиться!", "Север" и многие другие".
     В стихотворении "Заповедная Русь" Сергей Порохин говорит: "Православная дедова Русь / Залегла в заповедные чащи, / И всё чаще я чувствую грусть, / Знать, чтоб с вотчиной видеться чаще!".
     Эта боль души присутствует во многих стихах поэта. Своими мыслями он не покидает родимые места, родственников, отца, брата, деда, "родимый мираж", "песнесловье". Но в этом же стихотворении восклицает:
      
     …Русь Святая, ты скрылась куда?
     Соловки мои, Киев и Китеж?
     Не пожар погубил города,
     А разврат. Нам без веры не выжить!
     Но в Россию пробьётся рассвет,
     Мне на Север до дому дорога.
     Было много потрачено лет,
     Чтоб понять, что не выжить без Бога.  
      
     Книга поэта Сергея Порохина "Грани слова" объёмна по количеству стихотворного материала и глубоким размышлениям, особенно в стихотворениях о судьбах им любимой России.
     Но очень сложно в короткой рецензии охарактеризовать широко представить творчество поэта, заключённого в трёхсотстраничную книгу. Тем более что все стихотворения в ней даны в подбор. Это значительно увеличивает её строчный объём.
     Тем не менее, мы вновь открыли для себя творчество Сергея Порохина и главные его поэтические направления. Желаем талантливому поэту новых книг на благо нашей русской литературы.