Иван Голубничий __ ДРАМА И ФАРС РЕАЛЬНОСТИ
 Московский литератор
 №17 сентябрь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Иван Голубничий
ДРАМА И ФАРС РЕАЛЬНОСТИ
Юрий БОГДАНОВ. "Из-под плинтуса". Фарс-реаль. В 5 действиях. — М.: 2013.
     Юрий Николаевич Богданов — известный современный русский поэт, драматург, литературный критик. Талант его многогранен и охватывает несколько поэтических жанров. Мастер сонета, он обогатил современную русскую поэзию целым рядом "венков сонетов", в которых воплотил величественные и вдохновляющие образы деятелей и творцов нашей истории. Эти его произведения органично влились в отечественную традицию и пользуются неизменным интересом читателей, неравнодушных к русской, российской истории и духовности. Написанные не просто талантливым поэтом, но и глубоким, национально мыслящим философом, венки сонетов Юрия Богданова ещё ждут своего заинтересованного и взыскательного читателя, и значение их со временем будет проявляться всё отчётливей.
     Отдельного разговора заслуживает деятельность Юрия Николаевича как литературного критика. На протяжении многих лет внимательно наблюдая за современным литературным процессом, он регулярно представлял читателям развёрнутые критические очерки, раскрывающие облик современной русской поэзии на примерах самых разных поэтов.
     Особенность критического метода Ю.Н. Богданова состоит в том, что он не стремится любой ценой "превознести", или, наоборот, "развенчать", того или иного автора, но старается выявить те положительные тенденции, которые могут свидетельствовать о поступательном и органичном, в рамках отечественной традиции, развитии русской поэзии. Очень многим авторам он помог сориентироваться в смутных порой реалиях современного литпроцесса и найти верную дорогу в творчестве, обрести своё собственное лицо.
     Интересно, что, будучи в поэзии сугубым традиционалистом, в своих драматургических произведениях Ю.Н. Богданов прорывается к стилевому новаторству, реализуя объективные тенденции эпохи в интересах русской литературы, русской жизни, традиционных русских, российских представлений о духовных ценностях. Его драматургия являет собой витальный, дерзкий сатирический гротеск, порой "на грани фола". Но эта "рискованность" полностью оправдана тем, что его фантасмагории неразрывно связаны с жизнью, с вековечной борьбой Добра и Зла, со столь же вековечной тоской человека по невозможному Идеалу.
     Смешение стилевых средств, обусловленное раздроблённостью постмодернистской реальности, способствует созданию универсального драматургического пространства, доступного для понимания широкой читательской аудитории.
     Не секрет, что упомянутое смешение стилевых средств и так называемая "цитатность" стали в современной литературе своего рода общим местом. Такова судьба любых тенденций, поставленных на рельсы промышленного воспроизводства. Толпы современных литераторов наперебой стараются удивить читающую публику "парадоксальными" творениями, в которых без разбора и такта намешано многое, порой несовместимое.
     Ю.Н. Богданов в своих драматических произведениях использует возможности современной постмодернистской стилистики для того, чтобы как можно более ярко и чувствительно выразить нерв современной жизни. В своей основе он всегда остаётся твёрдым и последовательным традиционалистом, при этом он пролагает путь к сознанию аудитории, используя современные и порой весьма радикальные стилевые средства.
     Одним из произведений, характеризующих Юрия Богданова как значительного современного русского драматурга, является фарс-реаль "Из-под плинтуса". Изданный в 2013 году, он нисколько не утратил своей актуальности и читается сегодня так же злободневно. В его основе — традиционная для мировой литературы тема — продажа человеком собственной души дьяволу, с целью получения разного рода земных благ при жизни.
     Само название фарса взято из живой уличной речи: "Загнать под плинтус" — значит, унизить до возможного предела; "Ниже плинтуса" — самый нижайший уровень.
     Персонажи действа названы "говорящими" именами, позволяющими по ним определять (иногда чисто интонационно), какую сторону они занимают в извечном противостоянии Добра и Зла. Хамлон, Никчём, Шестёра, Лажань и др. — даже по эти именам видно, что их носители являются, скорее всего, персонажами малопочтенными.
     Представитель абсолютного Зла — Инферн — знает цену своим приверженцам и играет с ними цинично и безжалостно.
     Свои намерения он высказывает помощникам с предельной ясностью.
      
     Инферн:
     … Прочистите засаленные уши,
     Вострите ложью злые языки,
     Чтоб в "матрицу" и мышь не проскользнула.
     До "плинтуса" героев опущу:
     В пыли слепым отыскивать дорогу
     Я помогу и в чёрную дыру…
     (пауза, показывает на картину "Чёрный квадрат", строго)
     Заволоку растрёпанные души!
      
     "Растрёпанные души" с готовностью устремляются в "чёрную дыру", о чём ярко рассказывает фарс-реаль.
     В противоположность этой общности — Правдоман, Честнов — это те, кто не продал своей души и отказался от преуспевания любой ценой. Эти персонажи вызывают живое сочувствие.
     "Линия раздела" между теми, кто принял новые условия жизни, и теми, кто предпочёл остаться собой, проведена отчётливо.
     Вот, Правдоман категорически отказывается даже не понимать, а воспринимать то, что требуют от него новые "хозяева жизни":
      
     Правдоман:
     Я написал поэму про "развал",
     Где заклеймил коррупцию и власти,
     Отнёс в журнал, а мне, как пулю, в лоб:
     "Ты идиот? Нам — что-нибудь о сексе"…  
      
     Положительных персонажей отличает здоровое простодушие, "блокирующее" в их сознании саму возможность добровольного подчинения злу, даже и обусловленного приобретением материальных благ.
     Действие фарса очень динамично, наполнено многочисленными языковыми проявлениями современности, многогранно и ярко отражают российскую социальную действительность рубежа XX-XXI вв. Персонажи его одновременно и гротескны, и реалистичны — реалистичны именно своей глубинной правдивостью, идущей прямо от жизни, от актуальных человеческих типажей и социальных групп. Универсальный "уличный" жаргон, идущий от пониженного нравственного уровня времён дикого капитализма, кому-то может показаться, на первый взгляд, избыточным, но к концу действие обнаруживает свою художественную правомерность и даже необходимость. Дело в том, что хотя персонажи фарса (отрицательные, продавшие душу за земные блага) принадлежат к разным социальным слоям и группам, но их объединяет потребительское и аморальное отношение к жизни, что неизбежно унифицирует их уровень взаимопонимания и делает их, при всех внешних и условных различиях, единым социальным сообществом, говорящем и общающемся "на одном языке".
     Знание современного неформального сленга и городского фольклора даёт возможность автору, Юрию Богданову, создать художественно достоверную картину общества "эпохи перемен", и читатель узнаёт в гипертрофированных гротескных персонажах живые образы современности.
      
     Гениус:
     Мне на роду написан был успех,
     Талантливость зарёю восходила
     Над всей "литературною землёй" —
     Вокруг шептали: гений, гений, гений…
     Не сомневался никогда, ни в чём:
     Стишки мои в запале прославляли!
     Парил в них, словно в стаде облаков,
     Но час пришёл: с небес я в грязь скатился.
     И те, корыстные, что пели славу мне,
     Топтали душу чёрной клеветою
     И гением в обмотках нарекли,
     Чтоб лишний раз смятенный дух унизить…
      
     Из классической литературы нам известно, что продающий душу дьяволу загоняет себя в ловушку, из которой уже нет выхода.
     Фарс-реаль Юрия Богданова в этом смысле полностью укладывается в русло мировой духовной традиции. Все персонажи, добровольно покорившиеся воле Инферна, взамен получают несостоятельность и полный жизненный крах. И никакие самооправдания уже не имеют ни силы, ни значения.
     Следует особо сказать о том, что, в отличие от схожих по структуре и пафосу литературных произведениях, в фарс-реале "Из-под плинтуса" отсутствуют обширные отступления и длинные монологи, разъясняющие читателю мысль и позицию автора. Главный упор автор делает именно на диалогах, в которых изощрёнными художественными средствами воссоздаёт психологическую картину современного социума в его внутреннем взаимодействии. Возможность делать выводы и обобщения предоставляется читателю, вдумчивому и способному к масштабному восприятию драматургического текста.
     Текстовая фактура фарс-реаля "Из-под плинтуса", если рассматривать его как материал для гипотетической театральной постановки, потребует от исполнителей недюжинного таланта и чуткости для того, чтобы ключевые моменты (выделенные в тексте курсивом) прозвучали отчётливо и выполнили свою художественную функцию. Но это — проблема, лежащая уже за пределами собственно литературы, относящаяся к театральному ведомству, поэтому здесь её правомерно затронуть лишь "по касательной", к сведению и вниманию соответствующих специалистов…
     Возможно, кому-то покажется преувеличением мысль о том, что в произведении Юрия Богданова можно усмотреть черты не только современного фольклора, но и своеобразного эпоса (разумеется, со всеми необходимыми оговорками).
     Тем не менее, эта мысль имеет основания и заслуживает пристального внимания. Фарс-реаль "Из-под плинтуса", если рассматривать его шире чисто сюжетной структуры, изображает момент онтологического столкновения и противоборства двух миров — мира людей "старой закалки", твёрдо и неколебимо стоящих на светлых духовных принципах и основах; и так называемого "нового" мира, для которого все гуманистические идеи и принципы суть условность, главное же — материальное благополучие и циничная нажива.
     Погружаясь в действие, читатель невольно становится как бы одним из действующих лиц и, соответственно, представителем той или иной противоборствующей стороны.
     Сам автор — однозначно на стороне Добра, которое в произведении выражают Честнов и Правдоман.
     Фарс-реаль "Из-под плинтуса" представляет читателю Богданова-драматурга. В сегодняшней реальности магистральное направление драматургии проходит зачастую (во всяком случае, в "официальной", медийной плоскости) в русле модернистских тенденций и либеральной социальной критики. Юрий Богданов свои талантливым и актуальным произведением убедительно показал, что существует национально ориентированная драматургия, ищущая и находящая в рамках традиции новые действенные художественные формы для разговора с современной аудиторией. Такие произведения нужны сегодня России и всему нашему многонациональному народу.