Юрий Богданов
«ВЕРУ В ЧУДО СБЕРЕГУ…» Юлия АЛЕКСАНДРОВА. "Гончарный круг". Стихотворения. — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2019.
Очередная книга поэтессы, прозаика, художницы Юлии Александровой "Гончарный круг" — это новый шаг в её стихотворном творчестве.
Читаешь новые произведения автора и радуешься, как год от года растёт её профессиональное мастерство, и что находится она в постоянном поиске.
К примеру, программное стихотворение, давшее название книге, говорит о расширении когда-то до поры скрытого глубокого эмоционального настроя её поэзии:
Гончарный круг большой вращая не спеша,
Я создаю сосуд — вместилище эмоций.
Тех, без которых не живёт моя душа,
И тех, что греют, как полуденное солнце.
В сосуде радость будет весело сиять,
И грусть царапать коготками, словно кошка.
Здесь интерес — всё необъятное объять
И чистых капель удивления немножко.
Не обойдётся в нём без горечи стыда,
И для восторга будет место непременно.
Добавить гнева остроты ещё сюда…
Всё очень разное, но форма неизменна.
Простой сосуд, но содержанье глубоко,
И под руками глина форму обретает,
Как и судьба. Её слепить порой легко,
А вот постичь и целой жизни не хватает!
Открывается книга циклом стихотворений "Двенадцать месяцев". И выстроен он классически, как и положено, с января по декабрь.
Каждому месяцу дана тонкая образная характеристика, — и читатель сразу видит и чувствует движение времени, как его ощущает сама поэтесса.
В её представлении, к примеру, "Январь — трудяга. Закатал он рукава / И нити белые в станок с утра заправил…", "Разноцветный февраль постучался к нам в окна / С аметистом снегов, бирюзою небес.", "Апрель на ветке за окном / Сидит, как воробей…", "Октябрь — чаровник. Художник поневоле. / Колдует у мольберта он с утра. / Мазками мастихином пишет поле, / Что охрою разметил лишь вчера…".
Оригинально? Да! В этих стихах мы видим талантливого художника, доносит до читателя всю необычную красоту месяцев. Этот цикл заставляет нас по-иному взглянуть и на природу каждого времени года.
Образность этого цикла естественно переходит и на остальные стихотворения книги. Это говорит о том, что поэтесса всё время ищет новые и новые краски в своих произведениях, не удовлетворяясь достигнутым.
Та же тенденция сохраняется и в разделе, посвящённом городам России, о которых Александрова пишет с любовью. Это "Московские акварели", "Калининград — Кёнигсберг", "Коломна", "Курск", "Орёл", "Тула", "Кижи" и другие.
Приведу в пример последнюю строфу из стихотворения "Кижи":
Прекрасна ты, Кижей природа.
Царит здесь творчества свобода,
И не страшна ей непогода.
Ведь всё у Господа в руках.
Хороший поэтический поворот мысли, дающий восприятие автором вечности.
Вторая половина книги — это в основном любовная лирика: искренняя, глубокая, проникновенная.
Она объединена в четыре раздела: "Трамвай надежды", "Реставрация чувств", "Творчество", "Гончарный круг" Вот стихотворение "Трамвай надежды": "Без тебя я никто, а с тобой целый мир открываю". "Подарил мне мечту разноцветную, словно жар-птица". И совсем рядом в стихотворении: "Стряхнула пыль твоих объятий / Я со своих покатых плеч. / Ты был когда-то мне приятен, / Но не сумел меня сберечь".
Многие стихотворения построены на пике противоречий, когда любовь оборачивается драмой.
Очень глубокое с надрывом стихотворение "Реставрация чувств", которое хочу процитировать полностью:
Развела нас Судьба, как разводят мосты
В Петербурге под музыку ночью.
И в холодной Неве утонули мечты -
Чувства снова разодраны в клочья.
Обещания встреч, как крылатые львы,
Поманили в мир счастья полётом.
Но на месте блестят позолотой. Увы!
Словно держит цепями их кто-то.
Плотной тканью укрыта, как Спас на крови,
Оказалась надежда ничтожна.
Возрождение просит взаимной любви —
Реставрация чувств невозможна.
К такому пронзительному стихотворению примыкают и другие: "Мотив любви", "Судьба свела нас в октябре", "Ангелы в душе", "Веер из снов", "Верни мою любовь", "Не мой", "Подсолнух", "Танцы на стекле", "Я искала тебя!" и другие. Истинное чувство любви Юлии Александровой рождает чистые, образные стихи.
В разделе "Творчество" поэтесса стремится через картины талантливых и любимых ею художников проникнуть в секрет их гениальности и попытаться приблизиться к чуду великого творчества.
Это ярко отражено в стихотворении "Мой холст":
Ко мне на холст с утра вплывают облака,
Они в подвязочках, как ножки у младенца.
Я их подкрашу снизу розовым слегка
На фоне неба — голубого полотенца.
Затем мойхолст впитает запахи земли
И свежескошенной травы, и запах леса…
И последняя строфа стихотворения подводит итог: "Холст отражает нежность музыки воды, / И страстность грома с нитью молнии из стали. / Взяв в руки кисть, всё по-другому видишь ты: / Душою чувствуешь мельчайшие детали".
Душа Юлии Александровой трепетно проникает в чужое горе. Это мы видим в стихотворении "Поцелуйте детей", посвящённое памяти детей, погибших в торговом центре в Кемерово:
Поцелуйте детей, обнимите покрепче
И шепните тихонько, как любите их.
Пусть холодный, но солнечный мартовский вечер
Тёплой пристанью станет для счастья двоих.
В этих строчках и любовь, и слёзы, и скорбь о безвинно погибших детках, но и вера поэтессы в то, что родители никогда не забудут своих детей и будут верить в то, что они живы в сердцах пап и мам: "Обнимите детей. Они с вами и живы! Пусть Господь защитит их от всякого зла". Юлия Александровна верит в это, а вера поэта божественна.
Одно из последних стихотворений этой книги "Крылья из пепла" тоже настраивает читателя на веру во всё хорошее в жизни:
Я научилась жить одна,
А вместе просто не умела.
На небе блёклая луна
В окно мне светит так несмело.
Она, стесняясь, говорит,
Что я, увы, несовершенна.
Огонь любви — он не горит,
Ведь оказалось чувство тленно.
Смотрю на пепел на снегу,
И сердце стонет от бессилья.
Но веру в чудо сберегу
И вновь создам из пепла крылья.
Заканчивая рецензию, надо сказать, что стихи Юлии Александровой разноплановы. В них и минор, и драматические ноты, но все они оставляют у читателя светлое, мажорное настроение.
С ними не хочется расставаться и возникает желание ещё и ещё перечитывать эту талантливую книгу.