Александр Алиев __ ЗАГАДКА ГРИБОЕДОВА
 Московский литератор
 №18 сентябрь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Александр Алиев
ЗАГАДКА ГРИБОЕДОВА
     Я ВСТУПИЛ сейчас в такой возраст, когда время от времени начинают подробно вспоминаться события, произошедшие со мною в детстве и юности. Одно из таких воспоминаний — поездка с родителями в Грузию.
     Тогда, летом 1977 года мы отдыхали в Доме творчества Литфонда СССР в Гаграх, а далее, по приглашению отцовского знакомого, публициста Н.П. Табидзе, отправились в Тбилиси.
     Описывать целиком это путешествие, я, разумеется, не стану, скажу только, что впечатлений была масса: древняя Мцхета с её храмами и пещерами, монастыри Гелатский, Моцамета и Кинцвиси, Дома-музеи И.В. Сталина в Гори и В.В. Маяковского в Багдади, дом-музей видных национальных поэтов Галактиона и Тициана Табидзе в селе Чквиши (близ Кутаиси), промышленный Рустави…  
     Да и сама грузинская столица поражала всяческое воображение.
     На склоне горы Мтацминда расположена церковь Святого Давида, а вокруг неё раскинулся Пантеон — некрополь многих знаменитых грузинских литераторов, музыкантов, артистов, учёных.
     Внимание здесь, в первую очередь, привлекает грот, в глубине коего, за металлической раскрывающейся решёткой, стоят два надгробия траурно-чёрного цвета.
     Правое увенчано бронзовой фигурой скорбящей женщины, припавшей к Распятию. На лицевой стороне мраморного пьедестала мы видим барельефный профиль человека и ниже надпись: "Александр Сергеевич Грибоедов, родился 1795 года генваря 4 дня, убит в Тегеране 1829 г. генваря 30 д". А сбоку — пронзительная в своём трагизме фраза: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!"
      
     КАЗАЛОСЬ БЫ, факт налицо. Жизнь выдающегося писателя и дипломата оборвалась в 34 года. Вдова его, Нина Александровна, урождённая княжна Чавчавадзе (она погребена рядом), сама заказывала памятник и дату рождения своего супруга уточняла у его матери и сестры. А кто мог лучше всего знать это дело?
     Год 1795-й признан теперь официально, указывается во всех энциклопедиях и справочниках, в академических биографиях, проставляется под портретами на открытках, марках, значках, медалях, монетах. Подчёркивается необычайно раннее умственное развитие Саши Грибоедова, ибо он поступил на словесное отделение Московского университета одиннадцати лет, в 1806 году. Тем не менее, не всё здесь так уж однозначно.  
     А.С. Пушкин в "Путешествии в Арзрум" отмечал: "Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие могучих страстей и пылких обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь".
     Возьмём грибоедовские формулярные списки. Все они в той или иной степени грешат провалами. Мало того, в них указан разный возраст Александра Сергеевича. Так, в первом известном нам формуляре (1813 год) записано, что ему 18 лет; в "Списке о службе и достоинстве штаб и обер-офицеров Иркутского гусарского полка" за 1814 и 1815 годы корнету Грибоедову числится, соответственно, 20 лет и 21 год; "паспорт", выданный ему в мае 1816 года, по увольнении от военной службы, указывает: "от роду 22 года". Значит, Грибоедов появился на свет в 1794-м?
     Но вот хорошо осведомлённый о его жизни Ф.В. Булгарин свидетельствовал: "Грибоедов родился около 1793 года". Тот же год указан О.И. Сенковским в "Энциклопедическом словаре (1838). Н.И. Греч высказывался за 1792 год. Сведения сии, хотя и появились после смерти драматурга, тем не менее, чрезвычайно авторитетны, так как восходят к кругу ближайших грибоедовских знакомых середины 1820-х годов. Несомненно, они опирались на какие-то рассказы самого Александра Сергеевича.
     Крайне любопытен роман "Село Михайловское", сочинённый В.С. Миклашевич (гражданской женою А.А. Жандра). Прототипом одного из героев, Валерия Рузина, послужил именно Грибоедов. Обращает на себя внимание такой диалог между Рузиным и Ильменёвым (прототип — К.Ф. Рылеев): "А который тебе год, скажи-ка, милый Рузин? — Матушка мне считает восемнадцать лет, но я не верю женской хронологии, я думаю, что мне гораздо больше".
     Начиная с 1818 года, то есть со времени службы в Персидской миссии, в послужных грибоедовских списках обозначается возраст, соответствующий 1790 году рождения. И в показаниях на следствии о принадлежности к тайным обществам 24 февраля 1826 года он также свидетельствовал: "Родился в 1790 году".
     В материнстве Анастасии Фёдоровны Грибоедовой сомневаться не приходится. Об этом недвусмысленно говорит её реакция на гибель сына, зафиксированная в письме Василия Львовича Пушкина: "На этих днях объявляли матери Грибоедова о кончине её сына. Она в отчаянии рвёт на себе волосы и кричит, что гораздо бы лучше было, если бы умерла у неё дочь".
     Но кто был отцом будущего писателя? Отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов (из другой, более захудалой, ветви этого старинного дворянского рода), бракосочетание с коим состоялось в 1791 году? Есть серьёзные сомнения.
     По официальной версии, Анастасия Фёдоровна вышла замуж девицей. В июне 1792-го у супругов родилась дочь Мария (запись в консисторском списке метрической книги храма Спаса Преображения на Песках).
     А Александр? Исследователям удалось обнаружить любопытную запись в метрической книге церкви Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке за январь 1795 года: "Января 13 в доме Прасковьи Ивановны Шушириной, у живущего в её доме секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова родился сын Павел, крещён сего месяца 18 дня. Восприемником был генерал-майор Николай Яковлевич Тиньков". Куда делся потом сей ребёнок — неизвестно. Видимо, умер во младенчестве. Что, судя по всему, и позволило "легализовать" пятилетнего Александра, записав его на дату рождения скончавшегося младшего брата.  
     Итак, получается, что наш герой появился на свет вне брака. По этому вопросу высказываются три версии.
     Одна из них — виновником сего происшествия был настолько "не ровней" Анастасии Фёдоровне, что это позорило всё дворянское сословие. Конечно, таковое очень хорошо укладывалось в принятое советским официозом возвышение человека из народа, но никак не вяжется с образом весьма заносчивой особы и ярой крепостницы, какой была матушка Александра Сергеевича.  
     Другое предположение: отцом Грибоедова мог оказаться заурядный вяземский помещик Квашнин-Самарин, чьё имение располагалось неподалёку от родовой грибоедовской Хмелиты. Ситуация достаточно тривиальна, однако, кроме того, что любовник, возможно, был женат, никакие "могучие страсти и пылкие обстоятельства" тут не просматриваются.  
     Ближе всех к истине, пожалуй, оказывается версия, высказанная научным сотрудником Музея-усадьбы "Хмелита" А.А. Филипповой. Так вот, по её мнению, биологический отец Грибоедова… родной его дядя Алексей Фёдорович. В таком случае становится понятным, почему об этом из ряда вон выходящем случае ни единым словом не упомянуто ни в письмах, ни в мемуарах, ни даже в сплетнях, которые обычно распространяются как лесной пожар. Подобная редкая сплочённость современников сама по себе значима. Затронуть сию тему значило реально бросить тень на дворянство целиком.
     Между тем нужно было как-то исправлять положение. Потому и был сконструирован брак Анастасии Фёдоровны — "девицы" с приданым и большими светскими связями — с отставным секунд-майором Грибоедовым, человеком много старше её, без состояния, необразованным, игроком и пьяницей.
     Ну, и помимо того, сильно было желание прикрепить мальчика именно к грибоедовскому роду. Ведь у его дедушки Фёдора Алексеевича и бабушки Марии Ивановны, урождённой Аргамаковой, из пятерых детей лишь один был долгожданным сыном, продолжателем фамилии. До рождения будущего автора "Горя от ума" дедушка не дожил, так что решать судьбу младенца должны были двое "виновников" и их мать. Они и решили скрыть опасную тайну, способную навсегда осрамить семью, и любой ценой официально сохранить в своих рядах фактического потомка по прямой линии. Но, увы, опасение оставить семью без продолжателя рода всё-таки оправдалось — в двух законных браках у Алексея Фёдоровича Грибоедова выросли только две дочери.
     В пользу версии А.А. Филипповой говорит также особая любовь и постоянное внимание дядюшки к племяннику, проживание Анастасии Фёдоровны с детьми в Хмелите почти каждое лето, и, разумеется, передача ей братом московского дома на углу Новинского бульвара и Большого Девятинского переулка.  
      
     ГОСПОЖА Грибоедова довольно быстро разъехалась с мужем, опасаясь его дурного влияния на детей.
     Саша прекрасно учился в университете, был большим эрудитом и, окончив два факультета — словесный и права, — не ограничился степенью кандидата и готовился сдавать на доктора. Кроме всего прочего, это сулило чин 8-го класса по Табели о рангах, что давало право на потомственное дворянство — вещь далеко не лишняя для молодого Грибоедова. Всплыви наружу правда о его происхождении — его родовое дворянство стало бы незаконным.
     Потом была военная служба, а в 1816 году Александр Сергеевич появляется в Петербурге. Матушка выхлопотала ему назначение в Коллегию иностранных дел и сумела воспользоваться своими связями, дабы ввести сына в большой свет (она много, действительно очень много для него делала!).
     Но тут, в ноябре 1817-го, судьба преподносит нашему герою удар. Он оказывается втянутым в интригу между балериной А.И. Истоминой, её давним любовником, кавалергардским штаб-ротмистром графом В.В. Шереметевым и камер-юнкером графом А.П. Завадовским, каковой тоже предлагал женщине свою любовь. В результате назрела четверная дуэль: кроме Шереметева и Завадовского должны были стреляться секунданты — Грибоедов и лейб-улан А.И. Якубович. Ещё одним секундантом пригласили поручика лейб-гвардии Гусарского полка П.П.Каверина.
     В последний момент главные противники чуть было не помирились. Такое решение поддерживали и Каверин с Якубовичем. Но Грибоедов вдруг произнёс: "Мы же дали слово…" — "Сам не знаю, зачем, чёрт меня  дёрнул!", переживал он позднее, когда ничего уже нельзя было поправить. Шереметев был смертельно ранен и скончался через сутки. О последующей дуэли секундантов теперь не могло быть и речи. Грибоедова целый год не трогали — маменька выхлопотала для него полное прощение. Но Якубович успел рассказать о его роли в этом происшествии, изрядно сгустив краски, и в гостиных стали оскорбительно перешёптываться при его появлении… Но хуже всего оказались муки совести. Александр Сергеевич решил наказать сам себя и выбрал для этого отказ от всякой лжи. С этих-то пор он и стал указывать 1790 год рождения, фактически признав себя бастардом. Поступок, требовавший в то время огромного мужества.
     В конце концов, Анастасия Фёдоровна, видя, в каком состоянии он находится и чтобы положить конец пересудам, устроила отъезд сына в дипломатическую миссию, в Тегеран. Грибоедов очень не хотел ехать, но понимал, что мать и так настрадалась из-за его появления на свет, и не считал себя вправе перечить.
      
     «ПОЭЗИЯ! Люблю её без памяти, страстно", — признался однажды Александр Сергеевич. И, выбрав вынужденно служебную карьеру, блестяще осуществив её со временем на дипломатическом поприще, он не отказался от влекущего его неудержимо занятия. Сначала в соавторстве с более искушёнными литераторами он писал небольшие комедии. И стоит ли удивляться, что в одной из них — "Своя семья, или Замужняя невеста" — он допустил оговорку по Фрейду.
     А словами "наш опыт удался с секунд-майором!" в "своей семье" Грибоедовых мог выразить удовлетворение тот (читай: дядюшка Алексей Фёдорович), кто организовал брак отставного офицера с незамужней, но, подобно героине этого произведения, уже имевшей свою тайну невестой.
     Другой пример ещё более ярок — сочинённый вместе с князем П.А. Вяземским водевиль "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом". Заглавие здесь исключительно точно выражало мучившую писателя проблему.  
     А когда появился шедевр — "Горе от ума", пьеса поразила читателей не одними несравненными достоинствами. Вы не поверите, но наряду с восхищением, современников шокировало не принятое тогда для показа на сцене поведение Софии, позволившей себе любовную связь в родительском доме! А Грибоедову почему-то важно было наделить такой способностью приличную девушку.
      
     ПОДВЕДЁМ итог. Дата рождения Грибоедова, пока не найдены документальные источники, безусловно её подтверждающие, должна обозначаться так: "4 января 1790 года (по другим сведениям — 1795 года)".
     И вот ещё что. Обнаружена запись в метрической книге одной из московских церквей о крещении в январе 1790 года некоего "зазорного" младенца мужеского пола, наречённого Александром. Конечно, утверждать, что это и есть будущий создатель "Горя от ума" нельзя (поскольку, возможно, он родился вовсе не в Белокаменной, а в Хмелите), но совпадение-таки просматривается…