Виктор Фролов __ МОСКВИЧ ИЗ АЛАТЫРЯ
 Московский литератор
 №18 сентябрь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Виктор Фролов
МОСКВИЧ ИЗ АЛАТЫРЯ
     Что принимать за веху начала творческого пути одарённого человека, всяк по своему решает. Кто-то берёт за отправную точку свои неуклюже рифмованные строчки из школьной газеты, посвящённые прелестной однокласснице. Другой — первый, написанный "в стол" рассказ. На мой взгляд, таким начальным пунктом является делание или непосредственное участие в процессе творения чего-то более значимого.
     В отношении писателя, кинодраматурга, кинорежиссёра, председателя ревизионной комиссии МГО Союза писателей России Николая Шмагина такой исходный момент творческой биографии определяется легко: в 1974 году, в качестве ассистента художника, Н. Шмагин участвовал в создании признанного теперь классикой кино фильма С.Ф. Бондарчука "Они сражались за Родину". Именно в тот год, на съёмках, познакомив Василия Макаровича Шукшина с первыми своими прозаическими опытами, он получил напутствие Мастера в литературу. Значит, сегодня с полным основанием можно поздравить Николая Шмагина с сорокапятилетием литературной деятельности.
     Нынешний год стал для писателя особо значимым. В издательстве "У Никитских ворот" вышла целая серия из трёх его книг: "Дорога в Алатырь", "Куда уходит детство" и "Не все переплывут реку". Книги были представлены на завершившейся 32-й Московской международной книжной ярмарке.
     Говорить о творчестве Николая Шмагина мне легко, но в то же время и не просто. Легко потому, что близко и понятно всё, о чём он пишет. По прочтении строк, вышедших из-под его пера, у меня не возникает потребности домысливать представленные образы выпукло показанных им персонажей. Я сразу узнаю их, реальных, извлекаемых памятью из впечатлений детства. Трудность же родом из того же нашего общего далёкого времени, из Алатырского Подгорья, ибо давняя дружба не оставляет возможности для лукавства при оценке литературных достижений этого, безусловно, неординарного литератора.
     Так, что же привлекает в его трудах, чем заботится пытливая душа автора? А пишет Николай Шмагин, прежде всего, о том, что хорошо знает — о судьбах простых наших сограждан, о собственном осмыслении прожитых лет, о родных и близких ему людях. Читая его прозу, мы невольно приоткрываем дверь в творческий мир талантливого и самобытного писателя. Умение ярко передать быт прошлых времён, мысли и переживания своих героев, красоту русской природы и силу русского духа — отличительная черта Николая Шмагина.
     И, конечно, один из основных персонажей, сопутствующий писателю на протяжении всей его творческой биографии — наш родной Алатырь, малая Родина, навсегда занявшая главенствующее место в его сердце.
     "Детство и юность остались позади, в Алатыре, впереди его ждала новая, неизведанная ещё, но такая долгожданная жизнь, какая она будет? Когда Ванька жил в Алатыре, ему казалось, что это единственное место на земле, где он живёт, и ему казалось странным, что он может проживать ещё где-нибудь, кроме их подгорья, единственного райского уголка на земле, в котором он был так счастлив".
     Встреча читателя с произведением нового для него автора — будь то рассказ, повесть или роман, всегда неожиданность. Какие сюрпризы припасла она: радость, восторг или разочарование?  И когда вдруг появляются строки, отмеченные оригинальным взглядом, казалось бы, на самые обыденные вещи, радуешься тому, что не оскудела земля русская талантами!
     Строки Николая Шмагина на протяжении всех глав его книг поражают такой глубины искренностью и буквально исповедальной откровенностью, дойти до какой осмеливается далеко не каждый мастер пера в автобиографических произведениях. О мыслях, переживаниях, поступках главного  героя, в котором угадывается сам автор, он пишет честно, без прикрас и жеманства. Рисуемые Шмагиным жизненные ситуации зримы, выверены кинематографически точно — и это не даром, ведь, за его плечами оконченный с красным дипломом сценарный факультет ВГИКа!
     За кажущейся простотой его фраз просматривается тонкое чувство родного языка и высокая душевная организация, обусловленные хорошим знанием наследия нашей русской классической литературы.
     Книги этого самобытного автора возвращает читателя в лоно традиций русской литературной классики, достоянием которой всегда было стремление к жизненной правде. Вот и подтверждает Николай Шмагин своим творчеством, что и сейчас она остаётся безусловной ценностью. Произведения писателя органично встроены в современное национальное направление патриотической прозы.
     Выгодное отличие прозы Николая Шмагина от наводнивших современный книжный рынок литературных поделок состоит, прежде всего, — и это становится понятным сразу  по прочтении первых же страниц его романов — в трепетном отношении к родному языку. Такое дорогого стоит, ибо теперь встречается не часто. Всё больше сталкиваешься с обеднённым донельзя словарным запасом, а то и с прямым небрежением к первооснове всего — Слову! А кого не беспокоит в наше время примитивизация русской речи, засорение её чужеродной лексикой? Язык, ведь, — куда значимее, нежели просто средство общения. Он в большой мере — воплощение русской души, народного духа. Трудом своим писатель Николай Шмагин занял место в ряду принявших послушание стоять на страже его чистоты и незыблемости.
     Да, как следует из книг писателя, жизненный путь москвича из Алатыря оказалась не из лёгких. Судя же по итогам, а в нашем возрасте их пора начинать подводить, — верным. Как справедливо заметил автор словами героя его романа: "Это был его выбор, и жаловаться на свою судьбу не следует".