Николай Карташов __ БЫЛЬ – КАК СКАЗКА, СКАЗКА – КАК БЫЛЬ
 Московский литератор
 №19 сентябрь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Николай Карташов
БЫЛЬ – КАК СКАЗКА, СКАЗКА – КАК БЫЛЬ
Алексей МАНАЕВ. "С белкой посиделки". — М.: "Эдитус", 2019.
     Название детской книжки Алексея Манаева "С белкой посиделки", выпущенной недавно московским издательством "Эдитус",  обещает некую сказочность. Само слово "посиделки" почти вышло из употребления: нынешние формы досуга даже в сельской местности — дискотеку и её разновидности — к посиделкам не отнесешь. А уж посиделки с белкой вне сказки, вне литературного поля невозможны в принципе.
     Обещание не обманчиво. Удивительно, но сказочность изданию придают  авторские фотографии живой натуры. Кажется, что большинство персонажей, снятых не просто в движении, а на лету, на бегу, в прыжке, вот-вот "сорвутся" со страниц книги и заспешат по своим делам, оглядываясь на читателя. Иллюстрации сами по себе "возбуждают" наше любопытство.
     Сказочность действу передаёт и стихотворное повествование. Автор ушёл от традиционной описательности, объединив все "мизансцены" сюжетом, создающим своеобразную интригу. Фабула проста: к  читателю  на посиделки (а написана книжка для детей дошкольного возраста) приходит белочка  по имени Пушинка — явный намёк на её способность играючи скакать с ветки на ветку, с дерева на дерево. Во время неспешного общения юный друг узнаёт много нового о беличьей жизни. Пушинка выступает и в роли экскурсовода, в ходе виртуальной прогулки знакомящего собеседника со зверями и птицами, встречающимися на пути.
     Но какой же рассказ без морали? Со времён Пушкина известно: сказка —  ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Вот вам первый урок. На снегу, будто игрушечный,  сидит снегирь, похожий на  дородную красную розу. Обращая внимание на его окрас,  гостья восхищается:
     Уж такой снегирь проказник,
     И морозы с ним — как праздник!
      
     И это очень важная  эстетическая и нравственная установка — воспринимать встречу с природой не как повседневную обыденность, а как потребность души, как праздник, пульсирует с первой до последней страницы издания. Ощущение праздника не покидает, когда всматриваешься в фотографии  скворца, "голосистого удальца", только что принявшего баньку в летнем пруду. Одинокого голубя, грусть которого напоминает состояние обиженного человека. Поющего зяблика, что "похож на яблоко".  Дрозда-рябинника, радующегося обилию спелых рубиновых ягод. И даже обыкновенного серого воробья, который восседает на ветке  с таким видом, будто дает наказ — "верить в свой счастливый час!"
     А вот второй урок. Праздник — не праздность. Общение с природой — это возможность приблизить мир к себе, а себя — к миру, познавая его. Это — возможность "отфильтровать"  внутренние нравственные установки. Напоминания Пушинки о том, что белки любят семечки, орешки, а вот шоколад и другие сладости им вредны, что, выводя рулады, скворец пересмешничает, а трясогузка трясёт хвостом для того, чтобы таким образом тревожить мошек и благодаря этому ловить их, — из сферы познания.
     Автор дает и поведенческие уроки. У тронутых осенью кустов невесть откуда взявшийся попугай, сопровождаемый удивленным воробьём. Белке  вояж  попугая в  пору, когда до  ненастных дней  остается совсем немного, не нравится, и она даёт  совет:
      
     Возвращайся ты домой,
     Попугайчик дорогой.
     Без тепла и без уюта
     Всем нам худо почему-то…
      
     Утка-кряква, заботливо охраняющая покой  утят, отдыхающих  на берегу пруда. Пушинка советует не суетиться — "пусть поспят, им сладко спится!"
     Подкупает и то, что в книге нет легковесного надоедливого морализаторства. Друзьям-читателям предлагается самим оценить ситуацию и самим сделать выводы. Такие строки отдают иногда басенным началом в исполнении Крылова. Например, к увлечённо поющему соловью подходит утка и просит научить трелям утят. Что ответил соловей доброй кумушке своей? — спрашивает Пушинка у  собеседника. Ответ остаётся за читателем.  
     Есть и еще одна похвальная особенность книжки. Действие происходит в обыкновенном московском парке. Сюда, в парки, мы ходим с чадами, едва  они появятся на свет.  Очень важно, чтобы "племя молодое" с юных лет знало, что парк — не только аттракционы и лотки с мороженым, прохладительными напитками и  сахарной ватой, ухоженными аллеями и дорожками. Это в первую очередь хрупкий оазис фауны и флоры в зафлаженном громадами бетонного многоэтажья городе. Это наш душевный и духовный санаторий-профилакторий, радующий встречами с соловьями и огарями, с поползнями и дроздами-рябинниками, с воронами и ежами, с  чайками и свиристелями, с соснами и елями, с березами и липами, с дубами и тополями — со всем, что привносит  в городскую жизнь особый колорит,  "разминая" душу.
     И последнее. На первый план рецензии вышла утилитарность, полезность книги. Но декларируемая полезность беспомощна, если беспомощна эстетика письма, литературно-художественная ткань. Несколько строк о мамаше-утке, которую называют огарем,  и на спине которой  беззаботно примостился крохотный утенок,  по-моему, убеждает, что автор, давний корреспондент "Московского литератора", избежал часто подстерегающей литераторов мели:
      
     Эти утки почему-то
     Ярче спелого грейпфрута,
     Ярче утренней зари.
     И зовут их огари.
     А  птенец счастливый самый
     На спине стоит у мамы.
     Может плавать целый день —
     Ведь стоять ему не лень!
     Почему  счастливый самый?
     Потому что  вместе  с мамой!