Анатолий Кряженков __ В ЗОЛОТОЙ КРАСЕ ЛИСТОПАДА
 Московский литератор
 №19 сентябрь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Анатолий Кряженков
В ЗОЛОТОЙ КРАСЕ ЛИСТОПАДА
     В день ранней осени, в листопадное время, так приветствуемое  лириками, на месте бывшей усадьбы дворян Станкевичей Удеревки, что в Алексеевском районе Белгородской области, в очередной раз собралось творческое сообщество отметить праздник словесности, музыки и вдохновения.
     Раньше это была просто литературная встреча в музее поэта, философа, главы знаменитого московского кружка Николая Владимировича Станкевича, приуроченная ко дню его рождения.  Прежний  "тесный кружок",  сродни такому же объединению, где лидером выступил Станкевич, сегодня приобрёл статус областного литературно-музыкального фестиваля под названием "Удеревский листопад". Из стен музея он выплеснулся на усадебный простор.
     Ещё до торжественного открытия фестиваля под сенью липовых аллей зазвучала классическая и эстрадная музыка, по центральной аллее выстроились экспонаты всевозможного творчества-рукоделия. Можно было полюбоваться работами художников, мастеров резьбы по дереву, вязания, плетения, изготовления глиняной игрушки. Желающие в мастер-классе набивали руку — приобщались к таинству прикладного и изобразительного искусства.  
     Начало положил традиционный поклон Станкевичу. На семейном кладбище большая группа участников возложила цветы к захоронениям поэта и его отца. В часовне зажгли поминальные свечи.
     На основной площадке собравшихся приветствовал глава администрации Алексеевского городского округа Станислав Сергачев. Он отметил благотворное влияние "Листопада" на продолжение и развитие литературного творчества на родной земле, высказал убеждение, что эта увлечённость — свидетельство духовного развития общества. Приятно, что в череде многих культурно-массовых мероприятий этот праздник занимает особое место, популярность которого растет с каждым годом".
     Выступившие затем председатель Белгородской областной писательской организации, поэт Владимир Молчанов, один из организаторов фестиваля Юрий Афанасьев поддержали мнение о притягательной силе литературного праздника, собирающего поэтические дарования со всей белгородской и воронежской округи.
     Приехавший из Москвы прозаик, член правления МГО СП России, Заслуженный работник культуры РФ, автор нескольких книг о Станкевиче Николай Карташов тепло поблагодарил белгородцев и воронежцев за сбережение памяти об именитом земляке. Он особо подчеркнул, что по сравнению с былыми временами  праздник стал ещё более масштабным, "жанры" его намного раздвинулись. Но неизменными остались выступления поэтов.
     И с этим трудно не согласиться. Станкевич сам писал стихи, любил поэзию Пушкина, Жуковского, Шиллера, Гёте… В историю  русской литературы  он вошел и как первооткрыватель  поэтического таланта Алексея Кольцова, издав на собственные деньги сборник  его стихов.
     Признанные мастера слова из Белгорода Вера Кобзарь, Михаил Кулижников, Татьяна Огурцова, Александр Гирявенко, Виктор Череватенко, Александр и Ольга Захаровы будто открыли двери своих творческих мастерских, покорили  слушателей  лирическими признаниями в любви к малой и большой Родине, строками об идеалах нравственности и духовных ценностях.
     О том, что поэзия возвышает нас и обогащает духовно, поклонники муз  вновь убедились, внимая  выступлениям местных  авторов: Дмитрия Берестового, Юрия Бондаренко, Николая Терещенко, Натальи Шелякиной, Юрия Саранчука, Валентины Колодеюк, Юрия Курганского, Ларисы Баско. Песня Елены Хмыз (её слова и музыка) прозвучала как гимн фестивалю.
     Поднимались на "листопадную" сцену лучшие поэтические дарования из соседних населённых пунктов — Красного, Бирюча,  Вейделевки Белгородской области, а также из Острогожска и Боброва Воронежской области.
     Примечательно,  что проявления талантов юных и почтенного возраста участников наблюдались на всевозможных площадках. На "Поэтической переменке"  первые шаги выразительного чтения стихов делали юные воспитанники школы искусств. Волнуясь, девочки и мальчики декламировали строки  Пушкина, Цветаевой, Исаковского, Евтушенко и других авторов, представляли прозаические произведения Льва Толстого, Ильфа и Петрова.
     В отличие от прошлых солнечных и прозрачных дней "Листопада", на этот раз небо было затянуто тучами, угрожавшими дождём. Однако участники лишь однажды взглянули вверх, когда  брызнул дождь и  перестал. Накал сценарных действий не снижался, их многоликость "цепляла" глаза зрителей и слушателей.
     На площадке "Бал госпожи истории" зазвучали старинные мелодии, и  участники ансамбля "Раздолье" и студии "Грация" перенесли нас в XIX столетие, исполняя полонез, вальсы, гавот, па де грас, мазурку. Под ногами у пар было грунтовое покрытие, а зрители невольно представляли их на паркетном полу, в огромном и блистающем позолотой зале, освещённом множеством свечей в хрустальных люстрах. Кавалеры держали строгую осанку, подчёркивая своё преклонение перед прекрасными партнёршами.
     Три беседки на территории празднества библиотекари оформили  именными: в  них собрали материалы о Николае Станкевиче и его друзьях  Алексее Кольцове и Виссарионе Белинском. Вместе с книгами подобрали предметы быта, свойственные каждому персонажу. Отрадно отметить, что к месту была и стопка  номеров газеты "Московский литератор". В канун 206-й годовщины со дня рождения  Станкевича газета поместила два материала, посвящённые поэту и его друзьям.
     Всякое начало предполагает продолжение. Чем ещё можно наполнить содержание "Листопада"?
     Профессор Белгородского университета Павел Ольхов, побывавший на "Листопаде" вместе со студентами, высказал мнение о возможном участии философов перед творческой аудиторией. Ведь Станкевич не только исповедовал философские знания, но приобщал к ним своих друзей.
     Член правления МГО СП России, Заслуженный работник культуры РФ, прозаик Николай Карташов в своём выступлении на торжественном открытии предположил, что праздник может приобрести статус Всероссийского, поскольку есть  предварительное согласование с председателем правления Союза писателей России Николаем Ивановым.