Сергей Казначеев __ МУЗЫКА ЖИЗНИ
 Московский литератор
 №22 ноябрь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Сергей Казначеев
МУЗЫКА ЖИЗНИ
Анастасия ЕРМАКОВА. "Окна с видом на МКАД". — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2019.
     Для Анастасии Ермаковой как для писателя важен принцип отражения в литературе процессов, которые явно или подспудно происходят в нашем обществе. Как живут, чем дышат, что испытывают наши современники и соотечественники, — эти вопросы неизбывно волнуют и беспокоят её гражданское чувство.
     Ермакову можно отнести к когорте социальных писателей, социальных — в хорошем смысле этого слова.
     Под гражданственностью часто понимают нечто грандиозное, эпохальное. Но это чувство может проявиться и в малейших деталях повседневного существования.
     Зарисовка "Не в такт" — о встрече в кафе троих одноклассников. Обычная история: ностальгия о школе, первых влюблённостях, о выпускном… Но бытовой случай приобретает философский смысл. Жизнь проходит — понимает героиня, альтер эго писательницы: "Жизнь задумана под одну музыку, а идёт совсем под другую. Или вообще без музыки".
     Это соображение подтверждается в аннотации: ""Маленького человека" не существует, — так считает автор. Жизнь любого из нас достойна того, чтобы о ней написать, нужно лишь найти необходимый ракурс".
     Слово "маленького" здесь можно понимать и буквально: по страницам ермаковской прозы гуляет множество персонажей-детей. Но в каждом просвечивает личность. Иногда — трогательная, иногда себялюбивая и циничная.
     Исповедальность автора подкупает. Герой набоковского "Дара" иронизировал над этим словом. Как, мол, может подкупить писатель, что это за продажный читатель?
     Кажется, Набоков тут не прав. Литература не только способна, но и должна подкупать. Но чем? Да всё там же: искренностью, честностью, прямодушием.
     Задушевность, пожалуй, главное свойство писательской манеры А. Ермаковой. Сегодня это слово не в ходу, а жаль. Без него нечего рассчитывать на читательское понимание. Её конёк — знание психологии, читай: души. И не только своей. Вот пассаж из повести "Точка радости":
     "Моя институтская подруга Ирка Мережко считала себя вполне счастливым человеком. Она жила одна и панически боялась ситуаций, в которых необходимо будет о ком-то заботиться. Решила не выходить замуж, потому что тогда надо будет обслуживать мужа, не рожать ребенка, потому что придётся постоянно тревожиться о нем и не спать по ночам, не заводить собаку, потому что необходимо её выгуливать. Она ездила к старой больной матери обедать, чтобы самой не возиться у плиты. А потом рассказывала: "Ты знаешь, маме так плохо, она еле ходит. Я не знаю, что случится  со мной, если она вдруг умрёт". — "Ничего не случится, будешь сама себе готовить обед и раз в год ездить на кладбище". — "Как ты можешь так говорить! Я же не умею готовить. И потом — я терпеть не могу кладбищ…"
     Какой исчерпывающий портрет современной эгоистки!
     В новых рассказах и миниатюрах (они открывают книгу) писательница продолжает и развивает свою линию постижения мира.
     Мы встречаем ту же зоркость взгляда, проницательность, сочувствие к людям, затаённую грусть. Музыка жизни звучит здесь то импрессионистично ("Розовое свечение", "Проводить тебя домой?"), то философски (новелла "Некурортное настроение", в которой выстроен жёсткий контрапункт: пляж — обитель), то сатирически (достаточно прочитать этюд "Полдня счастья" о сдаче крови и не нужны гневные статьи о бедах нашей медицины).
     Но в то же самое время чувствуется и новое: тяга к светлым духовным началам, житейская умудрённость, тонкая недосказанность (хотя А. Ермакова и раньше не стремилась разжевать и положить в рот то, что хочет сказать).
     Писательница меняется, идёт дальше, поднимается на новые ступени. И это залог будущих книг, иных сюжетов.
     Как гласит одна восточная мудрость, перспективы есть у гибкого и изменчивого, а то, что закоснело и стало жёстким, не победит.