Евгений Рык
НЕТ ЧУДА БЕЗ ДОБРА Максим ЗАМШЕВ. "Икар мне друг". Стихи. — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2019.
Новая книжная серия ИПО "У Никитских ворот" — "101 поэт XXI века", стремительно пополняющаяся уникальными книгами, из которых складывается современная поэтическая картина мира, получила свое начало с книги Максима Замшева "Икар мне друг".
Написать о книге я решил, посетив презентацию в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова. М. Замшев на вечере не прочёл про Икара, и я решил, что это фигура речи, наименование красоты ради. Я тоже могу сказать: "Amitus Plato sed magnis amica veritas", но Сократом уже не стану. А читая книгу глазами, нашёл!
Исчез бесследно понедельник,
И вторник превратился в пар.
Куда-то делся мой подельник,
Мой незадачливый Икар…
И задумался: а неплохо в подельниках иметь сына Дедала! И стал читать внимательней, пристальней. Первое, с чем не согласился, это с издательской врезкой перед текстами: "Творческий метод близок экспрессионизму; в его стихах много точных бытовых деталей и в то же время реальность переплетается с фантастикой так, что трудно понять, рассказывает лирический герой о своей настоящей жизни или о своём сне"…
А вот и не согласен! Автор умеет быть очень конкретным, прицельно-наблюдательным и, разумеется, ироничным. Куда там Кандинскому со своим мюнхенским "Синим всадником"! Поди-ка, напиши:
У ЦДЛа средних лет поэт —
Величественен, словно академик,
Он царь земли, он видел дальний свет,
Но нет любви, и друга нет, и денег…
Кто ж из нас, читателей, не видел на Большой Никитской или на Поварской этих академиков?! И подавно внутри особняка графа Олсуфьева. Вот удивительно: вроде Замшев иронизирует, пишет такой кукрыниксовский портрет. Но, упаси Боже, без морализаторства. Вот чего-чего у поэта нет, так это готовых рецептов жизненного фаст-фуда.
Максим Замшев и в общении, и в своём творчестве не столько ироничен, сколько самокритичен. И нисколько не боится признаться, что чего-то не понимает. Ни он, ни общество в целом. Доказательство:
Мы все твои, отчизна, сыновья,
Пропили всё. Пропили даже цепи.
Родная речь — и та уж не своя,
Стихов не любим и любовь не ценим...
Мне также стал очевиден необычный поворот в лирической палитре поэта. Обычно, описывая природу, авторы берутся за дикую природу. В лучшем случае, за малозаселённые пейзажи.
А Замшев открыл (для меня, во всяком случае) неописанную городскую природу, буйство московского пейзажа, того, что видим из собственного окна, из троллейбуса, во время похода в булочную.
Отлично венчает книгу стихотворение "В Замоскворечье пусто...":
...Давным-давно покинутый мной рай
Я не найду — не та уже сноровка.
Теперь одно осталось — ждать трамвай
Там, где была когда-то остановка.
Кто-то из остряков сказал, что Билл Гейтс "придумал XXI век".
Мне кажется, что Максим Замшев предложил этому веку новый стиль русского стихосложения…