Лев Нижегородский __ ВОЗВЫШЕННОЕ ЧУВСТВО ЛЮБВИ
 Московский литератор
 №1 январь, 2020 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Лев Нижегородский
ВОЗВЫШЕННОЕ ЧУВСТВО ЛЮБВИ
Антонина БЕЛОВА. "Время не виновник". Стихотворения. — М.: "Академия поэзии", 2019.
     Создание книги избранных стихотворений — ответственное творческое занятие. Скажем прямо, что не всем это удаётся, так как необходимо выстроить определённую концепцию из нескольких, ранее изданных произведений. Но, на мой взгляд, это весьма талантливо осуществила поэтесса и учёный-филолог Антонина Белова в новой книге "Время не виновник".
     Читателю хорошо известны её поэтические сборники "Путь поднебесный", "Полдень", "Свет любви", "Птица в инее", "Зовущая даль", "Преображение". А ведь как по-иному видятся они в этой книге — как бы освещённые нездешним космическим светом.
     Антонина Белова — истинный тонкий лирик. Она прислушивается к каждому поэтическому слову, чтобы в стихотворении, не дай Бог, не была утрачена искренность и правдивость чувств. Книга открывается замечательным, профессионально написанным художественным автопортретом самой поэтессы и стихотворением, которое объясняет суть названия книги: "У тебя — рябина, У меня — шиповник… Ягода невинна, Время не виновник". Образ времени найден очень точно, с ним не поспоришь. И тем не менее:
      
     Время раны лечит,
     Время нас рассудит.
     Неужели легче
     Оттого нам будет?
      
     Возвышенное чувство любви у автора связано с божественной любовью, когда она говорит, обращаясь к ангелу-хранителю, как к самому близкому существу: "Тише, ангел мой, не надо / Тратить грешные слова…". В этом вся духовная суть поэзии:
      
     Дай же, Господи, сил молитве
     К небу птицей лететь сквозь муки
     И надежду в ней, тихой, видеть.
     Разум бледный пусть станет ясным,
     Успокоит тревоги пламень.
     Растопи ком унынья злого,
     Вознеси ко спасенью душу —
     Ту, что ищет в потёмках мира
     Чистый свет, где бессмертье веет.
      
     Духовная глубина во многих стихах не проявляется сразу, она как бы запрятана в самом тексте, как в стихах: "Гроза на Патриарших", "Убили деревья — и липу, и клён!", "Декабрьский мягкий вечер", "Неужели зима позади? (…И блеснёт прямо в душу с небес / Весть о том, что Спаситель воскрес?)". Вера в то, что Спаситель воскрес, придаёт уверенность всему творчеству поэтессы, а значит, ничего не страшно. Пусть будут измены, предательства близких людей — истинные чувства жизненный правды остаются с Богом. Поэтому самые драматические ситуации в стихах заканчиваются в мажорной тональности. И даже в тревожном и образном сонете "Нищий" Антонина находит ту связующую духовную ниточку с небесами, которые держат её на земле:
      
     Твоя душа, достойная любви,
     Лежит, как лира, брошенная Богом.
     В немотстве адском, нищенски убогом,
     Раскрыв объятья в язвах и крови.
      
     К толпе взывает: страсти перерви!
     Отчаянье во взгляде тёмно-строгом,
     Он боль вобрал по всем земным дорогам,
     А сердце алчет: к милости зови!
      
     Тихи и неподвижны руки-крылья —
     Не превозмочь духовного бессилья,
     Не разорвать порочный жизни круг.
      
     И мы с тобой, душа моя, кто сами?
     Но дай, Господь, дай тронуть лиры звук,
     Чтоб отзвук был услышан небесами.
      
     Глубокая и чистая вера в Господа в стихах проявляется не навязчиво.  И создаётся впечатление, что это происходит не специально, а естественно. В подтверждение моих слов можно цитировать многие стихотворения, но остановимся, к примеру, на характерных: "Ангел нежный, не смотри же", "Словно чётки, дни считаю", "Разожми моё чёрное горе!" (Памяти отца), "Дай же, Господи, сил молитве", "На Нерли" (Так пусть души твоей алтарь Согреет свет любови братской…), "Там, где небо приникло к рассвету", "Не ищи меня, боли не трогай", "Ангел тихий" (Чтоб по страстям, поросшим тёрном, Пробиться к Богу в Отчий край)", "Благодарю Тебя, Господь…", "Ветшает тело, бодрствует душа" (Чтоб оправдать небесные надежды На веру в то, что смерти лживой нет),"Земля родная" (И истины, высокие и низкие, Все тотчас меркнут пред Тобой, Господь), "Причастие", "Да любите друг дуга", "Облака над Иерусалимом".
     Проникновенные образные стихи задевают читателя за живое своей открытостью, искренностью и, можно сказать, откровенностью, которые близки каждому человеку. В них нет вычурности, сложности, которые иногда присущи нашему современному автору. Вот, к примеру, одно из них:
      
     Назови меня нежным именем
     Через вёрсты и города,
     И душа моя — птица в инее —
     Пересилит и холода.
      
     На исходе декабрьском стужа
     Стережёт её зимний сон.
     Дни короткие — щели уже,
     И небес не разбужен звон.
      
     Холодеет на гребне ночи…
     Всё зима, всё обиды, друг,
     Не сердись, позови — нет мочи
     Расколоть леденящий круг.
      
     Хочется ещё и ещё раз перечитывать стихи из этого раздела, хотя они не составляют единого цикла, но непосредственно примыкают друг к другу по интонации. По образным находкам их не спутаешь с творчеством других поэтов. И это, может быть, главное достоинство автора.
     Тематический диапазон стихотворений Антонины Беловой широк. В книгу она включила и "Теракт в Ницце" — Памяти русской девушки Виктории Савченко, "Холмы Америки…", "Кавказ", "Маме", "Ты помнишь настоянный воздух Мисхора", Посвящение Иоанно-Богословскому монастырю Рязанской епархии, "Этот разный тревожный город", "Петербург, город тайн и любви", "Закрываю глаза и плыву", "Ах, моя Бронная", "Калмыцкая осень-рыжуха", "Норвегия", "Венеция", "Это Греция, Греция, Греция", "Плевна" и другие.
     Завершая разговор о новой книге Антонины Беловой, отметим, что разнообразие тем стихотворений не выхолащивает образности, а даёт новые творческие перспективы, которые сконцентрированы в словах, подводящих итог большой работе:
      
     Печальная муза моя,
     Сойди в эти старые стены,
     Открой мне, души не тая,
     Свои и мои перемены.
      
     В грядущем горячем моём
     Что видишь, что знаешь? Сокрыты
     Пути за мятущимся днём,
     Там боль и любовь будут квиты.
      
     Пусть сердце стучится в висок,
     Пусть крепнут надежды святые,
     Их время, как чуткий песок,
     В слова перельёт золотые.