Олег Трушин __ ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ ЛОМОНОСОВ
 Московский литератор
 №4 февраль, 2020 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Олег Трушин
ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ ЛОМОНОСОВ
     Где она, родина Михаила Васильевича Ломоносова? Ещё в ломоносовское время просвещённый человек Николай Новиков, написав биографию Михаила Васильевича Ломоносова, отметил, что российский академик "…Родился в Колмогорах въ 1711 году, от промышленника рыбныхъ ловлей". Под Колмогорами неизменно подразумевались сегодняшние Холмогоры. Но есть тут одно "но"!
     Есть на архангельской земле одно местечко под названием Куростров. Куростров? Задумается обыватель, услышав такое причудливое название местности. Что бы это значило? — спросит он в ответ. Не то селение, не то просто часть суши какая-то. А вот скажешь: — Михайло Ломоносов, кто таков? Изумятся вопросу! Оно и понятное дело! Кто же Ломоносова не знает! Один таков, на всю Россию, на весь мир! А вот, оказывается, Куростров и Михаил Васильевич Ломоносов есть одно целое! А теперь всё по порядку. Куростров — родина Михаила Васильевича Ломоносова.
     С той поры, как покинул свою малую землю Михаил Ломоносов, прошли века. Время изменило облик ломоносовской родины. Навряд ли теперь отыщется на селе изба, помнящая маленького Михайлу. Канул в лето и отчий дом Михаила Васильевича, да и самой деревни Мишанинской, в которой в 1711 году появился на свет будущий российский академик, вы не найдёте на карте. Но кое-что уцелело! И прежде всего, дорога, всё такая же непростая, трудная.
     Когда я собирался на родину Михаила Васильевича Ломоносова, один ведающий об этих местах человек, напутствуя меня, пояснил: там, у Холмогор, река Двина словно сквозь крупное сито процежена — много островков, больших и малых понаделала. Вот самый крупный из них и есть Куростров — родина Михаила Васильевича Ломоносова.
     Другого пути с Курострова на большую землю пути нет, как через Курополку — один из многочисленных протоков, рукавов Северной Двины. Моста тут нет и никогда не было. Берега широкой протоки соединяет старенький катер с паромной площадкой. Шумно гремя мотором, по несколько раз на дню он осиливает этот нехитрый маршрут. А на зиму с первым льдом встаёт паром. И тогда, как встарь, по льду протоки на большую землю.
     Почему Куростров? Откуда такое название? Да всё очень просто. Название острову дало смоляное дело. Когда-то, в далёкие времена на острове шумели вековые сосновые боры, и гнать смолу было одним из важных ремёсел местного населения. Смолокурни тут были обычным делом. Вот и курился над островом сизый дымок от смоляных печей. А ещё Куростров называют Журавлиным островом, или Великим островом. Так что говорится, кому какое название острова ближе.
     Стоя на палубе парома под дождём и пронизывающим ветром, почему-то невольно вспомнилась мне известная картина художника Николая Кислякова "Ломоносов на пути в Москву", на которой изображён Михайло Ломоносов уходящий пешком в столицу с рыбным обозом. Только на картине зима, но всё тот, же пронизывающий ветер, теребящий полы ломоносовского кафтана и поднимающий седую пургу. За пазухой, бережно придерживаемые рукой две книги — "Грамматика" и "Арифметика". И уходил в Москву Михайло Васильевич по льду Курополки, оставляя навсегда родительский дом, родную деревню Мишанинскую. Уходил без отцовского благословения, бегло, и, как писалось в летописях, "с тремя рублями денег, был отпущен в Москву до сентября месяца предбудущего 731 года…". Но Михайло Ломоносов уже больше никогда не увидел своей малой родины, и вернулся на неё лишь спустя многие годы отлитый в бронзе.
     Так, где же она деревня Мишанинская, где находился отчий дом Михаила Васильевича? Этот вопрос возникает сразу, как только оказываешься на Курострове. Дорога от причала, через пустырь, тянется к селу Ломоносово. Небольшие домишки, с мезонинами и без, близко подступающие к просёлочной заасфальтированной насыпи. Вдоль дороги белоствольные берёзы. За домами — уснувшие до весны огороды.
     Село Ломоносово — село особое, вобравшее в себя несколько куростровских деревень. В числе них и деревню Мишанинская. А сперва деревню Мишанинскую "прибрала" деревня Денисовка, а уж потом и последняя в 1868 году в память о Михаиле Васильевиче Ломоносове была переименована в деревню Ломоносовку. Вот такое сплетение судеб куростровских деревень.
     Справедливости ради нужно заметить, что главная улица нынешнего села Ломоносово и есть та самая деревня Мишанинская, да и до предполагаемой усадьбы, где находился дом Василия Дорофеевича Ломоносова, тут рукой подать. Почему предполагаемой? Да потому, что до сих пор доподлинно неизвестно, где находился отчий дом Михаила Васильевича Ломоносова. Предания "старины глубокой" не оставили потомкам точного описания места, лишь указав на то, что на усадьбе был пруд.
     И такой на селе пруд есть. Он на усадьбе, напротив музея Михаила Васильевича Ломоносова. Небольшой, похожий на квадрат, и видно, что рукотворный. Местами обложенный крупными валунами. По преданию пруд так и зовут "ломоносовским". Пруд на ломоносовской усадьбе сейчас главное достояние, ведь только из всего убранства отчего двора он один и уцелел.
     Стоя на берегу этого небольшого усадебного прудка, представилось мне, как много лет тому назад гужевался на его берегах мальчонка Михайло, выдёргивая самодельной удой ленивых карасей, прежде чем отправиться с отцом в рыбацкий промысел по реке Северной Двине да студёному Белому морю.
     А Василий Дорофеевич Ломоносов был в округе не на последнем счету. Имел судно двухмачтовое, наречённое "Святой Архангел Михаил". Бил морского зверя, рыбачил, переправлял казённые грузы по высочайшему указанию. Сын Михайло успел с отцом походить в море на "Святом Архангеле Михаиле", ведь построил его отец за три года до ухода сына в Москву. На этом корабле — гукоре Василий Дорофеевич и пропал без вести у безымянных островов в Студёном море.
     От просёлочной улицы тропка ведёт к красивому особнячку, похожему на сказочный терем, что выстроен в глубине усадьбы. Изящная подшивка у карниза, кружева вязи деревянного зодчества на фасаде под самой крышей. Конёк крыши украшен шпилем. На доме — памятная доска с барельефом Михаила Васильевича Ломоносова. Доска не простая, а выполненная на дереве резцом. Надпись гласит: "Училище имени Ломоносова 1868". Надпись эта и даёт разгадку столь необычному виду здания. Когда-то в нём располагалась школа, библиотека, косторезное училище. Выстроили нынешнее здание бывшей школы в 1892 году на месте уже существовавшей два десятилетия школы, что поставили в 1871 году на предполагаемой усадьбе знаменитого земляка.
     Много лет было в здании училище, прежде чем стало оно музеем. А когда стало мемориальным, решено было прежнюю памятную доску не снимать: мол, пусть всякий, приходящий в музей знает, в честь кого оно выстроено.
     Хоть и не так просторен музейный дом, но все экспонаты на самых видных местах. Все экспонаты музея связаны с бытом поморцев. Теперь здесь находится всё то, от чего отказались в сегодняшнем обиходе. Есть тут прялки разных мастей, ткацкий станок, сундучок-складень, светцы под лучину, дуга под конскую упряжь, кошели, или, как их на поморье называли, "пестели" под рыбу, фонарь "летучая мышь", жернова и посуда из меди, весы ручные и напольные, громоздкие, такие, что одному не под силу поднять. Примечателен огромный спил дуба который, по преданию, посадил сам Пётр Первый. Закончил дуб своё земное существование и вот теперь "оскрылочек" от него на самом видном месте в музее среди экспонатов доброй старины.
     Но что бы не было в музее интересного из старого быта земли поморской, взгляд неизменно старается найти то, что связано с Ломоносовым, то, что он мог видеть или же держать в руках. К сожалению, таких вещёй, что были бы связаны непосредственно с жизнью Михаила Васильевича, на "родной сторонке" нет. И всё-таки есть в музее одна вещь, наверняка "видевшая" Михаила Васильевича Ломоносова. Это старинная медная купельная чаша XVIII века из деревянной церкви Дмитрия Солунского, что сгорела в самом начале XVIII века. Церковь та стояла на том самом месте, где ныне возвышается каменный храм, — на взгорье, в версте от села. Так вот, вероятнее всего в этой самой купели и крестили младенца Михаила, сына Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых.
     Говоря о храме Дмитрия Солунского, нужно непременно добавить, что новый каменный храм был построен при непосредственном участии Василия Дорофеевича Ломоносова, а храмовые стены слышали пение на клиросе Миши Ломоносова.
     Серебряная деньга "Алтын" чеканки 1704 года. Отпечатанная за семь лет до появления на свет Ломоносова, она вполне могла быть в его ладони…
     Вот, наверное, и всё из музейных экспонатов, что могло "знать" Ломоносова. Скажете, мало? Ну что же, согласимся с этим. Но ведь не с царских палат вышел в люди Михаил Васильевич Ломоносов, а из простого крестьянского дома, где к вещам относились обыденно и пользовались ими до тех пор, пока те служили, а испорченные просто выбрасывали за ненадобностью. Да и рано ушёл будущий академик из отцовского дома, не успев нажить в нём своего добра.
     Но самый главный памятник на Курострове ломоносовскому времени — это природа. Так же, как и прежде, бьются о берег Курострова воды Курополки и киснет под затяжными дождями дорожный суглинок. В студёные зимние ночи небо над селом расцвечивает разноцветной радугой северное сияние, а майские ночи всё так же белы. Яркие, сочные закаты сменяются такими же рассветами, которые можно увидеть только здесь, на Беломорье. Всё это видел и маленький Миша Ломоносов, стоя на берегу северной реки. И всё так же, как и тогда при Ломоносове, дремлют на речном берегу деревянные лодки, дожидаясь своего часа, чтобы замочить дно в студёной северной водице.
     Вот такая она, родина Михаила Васильевича Ломоносова, близкая и близкая, затаившаяся в глубинке земли русского севера, на водах Северной Двины.