Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

ПОЗОВИ МЕНЯ В СВОЙ ГОРОД...

ПОЗОВИ МЕНЯ В СВОЙ ГОРОД...

Ольга САПОЖНИКОВА. "Состояния души". - М., МГО СП России, 2003.

Книга стихотворений Ольги Сапожниковой названа "Состояния души". Такое название вполне передаёт саму суть этого, бесспорно, примечательного стихотворного сборника. Рассматривать творчество Ольги Сапожниковой можно с разных точек зрения, поскольку поэтический мир, созданный автором, весьма объёмен. Книга читается по циклам, каждый из которых формально и композиционно замкнут. Такое построение создаёт ощущения медленного погружения в неведомые глубины мировосприятия, оказывает влияние как на читателя, так и на саму жизненную атмосферу.

Ольга Сапожникова принадлежит к поколению нынешних тридцатилетних. Поколению, выросшему ещё в благословенной Красной Империи, но первые свои литературные шаги предпринявшему уже в смутные постсоветские времена. И, наверное, не случайно открывается книга циклом "Меланхолия". Ведь подобное состояние - один из самых верных приютов поэта в тяжёлые, непонятные времена. Стихи в этом цикле выполнены в неброской импрессионистской манере. Каждое слово - новый тончайший мазок. Из таких мазков создаётся зыбкая, но безупречно законченная картина. Цитировать что-то из этого цикла бессмысленно, как бессмысленно отдельно демонстрировать каждое прикосновение кисти живописца к холсту. Стихи оставляют после прочтения лёгкий след чего-то загадочного, словно автор пока ещё что-то хочет скрыть от читателя, оставить в его душе место для новых ощущений.

Второй цикл в книге называется "Балтика". Ольга Сапожникова в стихах этого небольшого по объёму раздела создаёт для читателя второй полюс притяжения. Для русской поэзии этот полюс не нов. Сладкое очарование для жителей патриархальной русской столицы всегда имела случайно европейская Северная Пальмира.

Позови меня в свой город -

Под колонны, к парапетам,

К шпилям, к сфинксам и соборам -

Обязательно приеду.

Для Ольги Сапожниковой северный город называется скорее Ленинград, чем Петербург. Белый советский город, предательски исчезнувший с карт, представляет для поэзии больший простор как слово, как память, как образ. А о "Петербурге" пусть пишут те, кто в нём живёт.

В следующем цикле "Нераздельно" отдаётся дань традиционной женской лирике. Традиционной в смысле тематики, а не подхода. Подход у Ольги Сапожниковой ко всему свой. С удовольствием отмечаю, что автор не впадает в излюбленную дамами истерику по поводу любовных переживаний. Господствует скорее классицистская отстранённость, победа жизни как таковой над личной драмой.

Провожу до порога,

Погожу - и прости.

И жалею немного,

Что смогла отпустить.

или

Ну, скажи, что я капризна -

И неправым окажись:

Я любила больше жизни,

Да закончилась та жизнь.

Очень оригинально выполнен цикл "Стены". Это своеобразный внутренний монолог, разделённый на шестнадцать небольших поэтических реплик. Стилистика возвращает нас к русской песенности с характерным широким дыханием, с незамкнутой стихотворной структурой. Но к обычным фольклорным экспериментам этот цикл никак не отнесёшь. Сама изысканность приёма приближает словесную ткань к книжной культуре, к цивилизованному самосознанию.

В поле пыль стоит стеною -

Брат поёт, золовки пляшут.

Зазеваюсь - не замечу,

Как с работы ты вернёшься. 

Цикл "Лоскуты" продолжает ту линию русской поэзии, где на первом месте стоят цвета. Ольга Сапожникова весьма конкретно указывает читателю, с каким цветом она связывает то или иное стихотворение. Цикл построен очень умело. Автор пишет стихи не о цвете. Стихотворный материал совершенно самостоятелен. Цвет в название выполняет роль некого пароля, ключа, которым можно приоткрыть дверь в не всегда гостеприимный мир поэта. Вот, к примеру, начало стихотворения "Чёрный"

Нет крючка для пальто - 

я бросаю пальто у дверей,

На подбитый, хромой

кособокий от ран табурет.

Здесь никто не живёт - 

исключая меня и мышей.

Да и тех - по ночам часто кажется - 

вроде и нет.

Цикл "Дорога" погружает читателя в самую глубину русской жизни. Поэт словно измеряет вёрсты своего жизненного пути, стараясь оглянуться назад, поразмыслить над смыслом земного существования:

Зачем же встаёшь ты так рано -

Ещё и петух не пропел?

Кто скажет тебе, баба Анна,

Что нынче твой хлеб подгорел?

Есть в цикле и более внутренние, созерцательные стихи:

... И вроде так немного в жизни надо.

Но если знать бы, что отдашь потом

за детскую отчаянную радость

с седых небес ловить снежинки ртом.

Завершает книгу цикл "Точка горечи". Это большей частью острые, резкого гражданского звучания стихи. Они гармонично дополняют общую лирическую картину книги и свидетельствуют о широте поэтического дара автора.

Я не буду оценивать творчество Ольги Сапожниковой. Это извечная прерогатива читателей. Но одно можно констатировать - перед нами цельное поэтическое явление, крепко построенный кораблик, который точно не затеряется в бурном и опасном литературном море.

Максим Замшев

.

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru